Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
Р Е П О Р ТА Ж 11 телю – ротор, стартер, и всё это враща- ется. Что интересно, зазор крупорушки мог регулироваться: задвигаешь силь- нее – получаешь муку более тонкого помола. Дмитрий уже шестой год занимается в кружке технического моделирования и в лаборатории древнерусского дере- вянного зодчества елецкого оздорови- тельно-образовательного центра. Пять лет назад, увлечённый рассказом свое- го наставникаЮрия Анатольевича Фо- мина, заинтересовался мельницами, и стал изучать историю родного города как центра мукомольной промышлен- ности XIX века. – А вот ручная зернодробилка, – пока- зывает Дмитрий. – Это даже не макет, она в рабочем состоянии, я пробовал на ней крупу рушить. Вещица интересная, когда впервые появилась – неизвестно, но я предполагаю, что это была самая первая мельница каменного века, когда человек только начал готовить хлеб… И в советские времена она пригодилась. О больших старых мельницах позабыли: они простаивали, гнили под дождями, агрегаты пришли в негодность. А руч- ные зернодробилки сохранилась в до- мах крестьян и служили им долгие годы. Рассказывать Дмитрий о своём проекте может долго. Но главное, что интересо- вало экспертов, – его практическое применение. –Сегодня Елец развивается как турист- ский центр, и моя работа укладывается в это направление. Можно построить разные мельницы в натуральную вели- чину, проводить экскурсии, например, «Елец – город хлебный», – рассуждает Дмитрий. – Это очень интересный проект, краси- вый, и у него есть перспективы, – де- лится впечатлениями доцент кафедры физики ЛГПУ Михаил Юрьевич Смир- нов. – Туристам можно демонстриро- вать, как работают мельницы, даже предлагать муку, которая получается, и, думаю, найдутся желающие печь из неё хлеб. И его можно продавать темже туристам. – В конкурсе есть секция «Бизнеспро- ектирование», – говорит доцент при- кладной математики и информацион- ных технологий ЛГПУ Инесса Анато- льевна Шуйкова. – И участие Дмитрия Сазонова в этой номинации может стать достойным продолжением его ра- боты. Я рекомендую ему заняться со- ставлением бизнес-плана. Если полюса слабо намагничены Большинство проектов, представлен- ных на фестивале, – это образцы изо- бретательской мысли юных дарований в области сложной техники. Конечно, экспертам было ясно всё. Но я с физи- кой не в ладах, потому пришлось по не- скольку раз переспрашивать участни- ков: как называется этот прибор, как он действует. И узнала столько нового и интересного! Ну вот, например, для чего нужен опре- делитель полюсов слабо намагничен- ных предметов? Оказывается, полезная вещь. В режиме счётчика может рабо- тать на конвейере какого-либо произ- водства – будет отсчитывать нужное количество деталей или готового про- дукта. – А в режиме сторожа он действует по типу сигнализации: если предмет убрать, определитель подаст звуковой сигнал, – рассказывает автор работы Ильгам Кахраманов, ученик 9 класса 44-й липецкой школы, воспитанник центра технического творчества «Го- родской». – Область применения при- бора не ограничена, даже в медицине он может оказаться полезен. Вообще определитель полюсов слабо намагни- ченных предметов раньше никто не де- лал. Меня этот вопрос сильно заинте- ресовал, я нашёл соответствующую ли- тературу и сконструировал прибор. Кстати, он может стать незаменимым помощником на уроках физики для де- монстрации магнитных полей. Мышь не прошмыгнёт А Никита Клишин, ученик 6 класса школы№20, сконструировал прибор, с помощью которого можно услышать ультразвук. И «подслушать» разговоры животных, ведь они общаются в диапа- зоне 40-50 килогерц. –Эта частота, которуюмы в реальности не слышим, – говорит юный физик. – А прибор переводит частоту в звук. – А какая же польза от этого? – интере- суюсь. – Ну, например, можно сделать отпуги- ватель мышей. Записать ультразвук, из- даваемый кошкой, и поставить в нуж- ном месте. Просто обычные отпугива- тели издают стандартный монотонный звук, а мыши к нему быстро привыкают. Но польза прибора не только в этом. Его основное назначение – проверять работоспособность ультразвуковых ап- паратов. А действует он за счёт передат- чика – генератора ультразвука, микро- фона и специального имитатора волн с частотой от 10 до 40 килогерц. Подоб- ные приборы существуют, но они гро- моздкие, и выполняют только одну функцию – либо прослушивание, либо пеленг, то есть определение местополо- жения предмета. А я их объединил. – Как же ты два больших прибора уме- стил в одинмаленький? – допытывают- ся эксперты. – Я сделал микросхемы. Одна – глав- ная, это схема самого передатчика, пре- образователя, я её нашёл в журнале «Радио», скопировал и уменьшил, – рассказывает Никита. – И добавил ещё одну – для пеленга и индикации. На неё поступают сигналы с генератора и с ми- крофона. Происходит смешение и вы- читание: из частоты, которая приходит с микрофона, вычитается частота гене- ратора, и получается звуковая частота. – Молодец. Для шестиклассника это очень сильная и интересная работа, – заключают эксперты. Электрическая форточка и тележка-самосвал Дмитрий Потапов, семиклассник 43-йшколы, начал с того, что померил у экспертов… температуру тела. И огром- ная шкала показала – всё в норме. – Дима, а зачем нужен твой оригиналь- ный термометр? Их и так много разных придумано, – спрашиваю юного Кули- бина. – У меня была идея многофункцио- нального измерителя, – отвечает автор. – Он может показывать «плюсы» и «минусы» окружающего воздуха, тем- пературу тела, а также работать как термостат и как электрическая форточ- ка. Например, если вы далеко от дома, № 9 (235), 4 – 10 марта 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz