Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

рабочих. Якобы отец трудился слеса- рем на машиностроительном заводе, а сам он будто бы тоже учился на слесаря, дабы пуститься по стопам родителя. Мягко говоря, истина сильно искаже- на. И таких разноречивых «фактов» довольно много. Нити ведут изМосквы в Самарканд, Елец, Липецк, Крым, Францию… Сложности при съёмках, по словам сценариста-постановщика, появились, откуда их совсем не ждали. – Людей, которые знали и общались с Сорокиным, приходилось призывать к участию, – разводит руками Тихоми- ров. – Кто-то недоговаривал, кто-то от- ворачивался, кто-то уходил от ответов. Были даже противники фильма. Всё это вечные интриги в творческих и околот- ворческих кругах. Сколько было сомне- ний, сколько всего пришлось выслу- шать! И, конечно, всем угодить было нельзя: и родным художника, и его по- читателям. Поэтому этот фильм – по- пытка понять художника, осмыслить наследие большогомасштаба. Почему у него такай талант? Откуда у него такая сила жить в любое время и в любом ме- сте? Мне хотелось сделать фильм далё- кий от музейно-хрестоматийного взгляда на Сорокина. В этом фильме –моё авторское видение, моя точка зре- ния. В нём то, что мне позволили по- нять участники картины: искусствове- ды, художники, близкие люди, сам Вик- тор Семёнович. К сожалению, не всё удалось, как хотелось, многое осталось за кадром. И этим фильмом моя попыт- ка осмыслить наследие художника не заканчивается. Масштаб его личности не отпускает, требует ещё более глубо- кого осмысления. У ленты есть финал, но я в этой истории точку не ставлю. Чем мы, люди творческие, отличаемся от врачей или официантов? Мы все ока- зываем услуги, оправдывая тем, что надо зарабатывать на жизнь. Постав- щики услуг. Но ведь каждый человек – режиссёр собственной жизни. И не надо ссылаться на время, на власть, на окружение. Свобода всегда начинается изнутри. Художник Сорокин был сво- бодным человеком. Он был автором своей жизни... Несмотря на все обстоя- тельства, свобода для него была превы- ше всего. Проснуться утром, посмо- треть в окно и осознать, что ты можешь жить, как тебе хочется, – лучшей свобо- ды Виктор Семёнович себе и пожелать не мог. Ижил своими ценностями, при- чём с самого детства. Как мне кажется, ощущение свободы выработалось у мальчика ещё до семилетнего возраста. А вот оснований отказаться от своей внутренней свободы Мастер, видимо, так никогда и не нашёл. Ч то ж, свобода хороша при соблю- дении строгой дисциплины, и Виктор Семёнович строго при- держивался этого правила. А вот Сер- гей Александрович Тихомиров свобо- дой своего творческого самовыраже- ния воспользовался несколько вольно. Выразилось это в ряде досадных неточ- ностей, допущенных в фильме. Об этом свидетельствовали и Нечаева, и сын Сорокина – Александр Викторович, приглашённые на просмотр. Лента по- лучилась, на наш взгляд, проникновен- ная, познавательная, сделанная вроде бы искренне и с душой. Но если потом на это кино будущие поколения станут ссылаться как на исторический источ- ник, то разночтений не избежать. Тем не менее Тихомирову зрительская аудитория аплодировала, и было за что. – У меня много осталось за кадром, – признаётся режис- сёр. – И многое не получи- лось. Однако попытка была сдела- на, и в хранилище историче- ской памяти прибыло. Сме- ем предположить, что в лю- бой художественной школе, в любом музее факультативный час на изучение жизни и творчества Виктора Семёновича Сорокина вместе с книгой Нечаевой и фильмом Тихомирова пройдёт интересно и нескучно – тут и сомневаться не в чем! В Доме Мастера после фильма и вы- ставки нас пригласили на чай из на- стоящего самовара, с оладьями и мёдом! Ну как отказаться? Оладьи – ку- линарное произведение сотрудниц му- зея, а мёд прямо в сотах – подарок из- вестного коллекционера искусства и просто хорошего человека Анатолия Никифоровича Нехорошева. Все при- сутствующие ритуально – вместо тоста – подняли щедро сдобренные деревен- скимживыммедком оладышки: «За Со- рокина!». Глядя на вязкую игриво теку- щую по сотам пчелиную «лаву», мне почему-то сразу подумалось о том, как хозяин этого дома накладывал на холст своющедрую радостную краску. . Роман ХОМУТСКИЙ, Александр ЮШКОВ (фото) культура В Е К М А С Т Е РА 42 № 1 (227), 7 – 13 января 2013 г. Смеем предположить, что в любой художественной школе, в любом музее факультативный час на изучение жизни и творчества Виктора Семёновича Сорокина вместе с книгой Нечаевой и фильмом Тихомирова пройдёт интересно и нескучно – тут и сомневаться не в чем!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz