Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
культура В Ы С ТА В К А 46 № 8 (234), 25 февраля – 3 марта 2013 г. М осковский живописец Сергей Базилев считает, что в изобрази- тельном искусстве не стоит пы- таться изобрести что-то новое. – Не надо ничего придумывать, – ут- верждает художник. – Для творчества достаточно и того, что есть вокруг. И это говорит мастер, которого счита- ют одним из основоположников рос- сийского гиперреализма – жанра поис- тине новаторского и противоречивого! Иные творцы возмутятся: дескать, каж- дому своё, без поиска невозможно дви- жение. Однако, лукавит Базилев или нет, – его «неискание» воплощается во вполне разноплановых и восхищающих коло- ритом и жизнерадостностью, бьющих энергией через край полотнах. С одной стороны, ничего такого уж революци- онного в творческом подходе Сергея на первый взгляд не видно: кто-то найдёт здесь сочные отголоски импрессиониз- ма, кто-то – аллюзии на строгость, соб- ственно, придуманного лет пятьдесят назад в Европе и Америке фотореализ- ма – почти синонимичного гиперреа- лизму. Почти… Но, тем не менее, экспозиция – тот ред- чайший случай, когда хочется обойти зал вновь и вновь, погружаясь в этот дивный фантазийный и ироничный универсум, воссоздаваемый художни- ком из собственных визуальных впе- чатлений о мире окружающем. О даю- щих стимул к творчеству впечатлениях – из уст самого Сергея Базилева. Пово- дом для встречи с творцом, многие из работ которого хранятся в Третьяков- ской галерее и Русскоммузее, послужи- ла открывшаяся в липецком Доме Ма- стера выставка под названием «Арка- дия». – Для того чтобы сам художник пони- мал, что за выставку и зачем он делает, это должен быть осмысленный проект, – подчёркивает Сергей Базилев. – Хотя тогда становится очень легко снять с себя ответственность: достаточно по- сильнее «загрузить» людей концепту- альной частью. Но меня, наверное, в силу опыта, пафосными текстами об- мануть сложно. Я считываю в первую очередь информацию, которая идёт от работы. И вообще, художник не дол- жен много разглагольствовать. Моне говорил: «Чтобы я мог выразить всего себя, дайте мне лист бумаги и пару яблок». – У Сергея есть ценное качество, – в нашу беседу вступает супруга художни- ка Ирина Базилева. – Он впитывает ви- зуальное окружение через собствен- ный опыт, через свою историю. И по- том всё это воплощается в картинах. Воду, солнце, разные естественные суб- станции, то, что мы видим, –Сергей по- даёт через свою призму. Если посмо- треть всё его творчество в ретроспекти- ве, то можно обнаружить определён- ные темы. Они повторяются, но виден его почерк, каждый раз они отзывают- ся какой-то иной нотой. – Первая фигуративная работа, кото- рую я сотворил, – вспоминает живопи- сец, – по замыслу должна была быть очень большой – два на три метра. Я твёрдо знал, что утро нашей Родины – именно таких размеров. Все эти ощуще- ния – из советского детства. Великий русский народ – пафосно, широко, мас- штабно. Вообще моя самая любимая работа в плане концептуальности и дра- матургии принадлежит кисти живопис- ца XVII века из Лотарингии Жоржа де Латура и называется она «Женщина, Часть вторая. Поиск С. Базилев. «Море. 2006» С. Базилев. «Автопортрет. 2008»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz