Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

17 главная тема Е Д И Н С Т В О № 8 (234), 25 февраля – 3 марта 2013 г. «В культуре и искусстве России нет равных в мире» -Ч тобы не потерять свою этниче- скую принадлежность, нам не- обходимо сохранять нацио- нальную культуру. Ансамбль «Воскре- сение» пропагандирует липецкую тра- дицию. До нас на фольклорной карте России область была белым пятном, Terra incognito (неизученная земля). Сейчас же мы о себе можем многое рас- сказать. На мой взгляд, такой категории, как русский фольклор, нет. Он состоит из множества очагов, традиций. И чем меньше эти пазлы, то есть чем много- численнее очаги, тем ярче, ценнее и са- мобытнее общая картина. Липецк, Бел- город, Воронеж, Смоленск, Брянск, Муром – это всё русская территория, но традиции везде свои, отличные от дру- гих. И при этом ни одна традиция дру- гую не подминает, они сосуществуют каждая по себе и все вместе. Ведь рань- ше люди жили очень обособленно, они были привязаны к земле, у них рожда- лось много детей, потому за пределы своего села мало кто выезжал. Тради- ция консервировалась. Каждый доро- жил своим. И с гордостью показывал своё творчество, например на ярмар- ках, при этом не уничижая другого. Так вот, сохранение той самой региональ- ной самобытности и есть сбережение русского этноса как такового. Жизнь наших предков была связана с сельскохозяйственным календарём. Одна прекрасная русская певунья, уже ушедшая, к сожалению, Пелагея Феду- ловна Швырёва говорила: «Я не знаю, когда у меня точно день рождения. Мама мне рассказы- вала, что я родилась, когда просу сеють. А сажають просу 6 или 7 июня». Вот так они гармонично жили с природой. Многим людям ка- жется, что не нужно так жадно всё сохра- нять, мол, нас и так много, что-нибудь да останется. Скла- дывается такое впе- чатление, что рус- ские всё больше хо- тят стать европейца- ми, а не самими собой. Европеизация семимильными шагами пошла по России во времена Петра Первого. Считалось, что Россия тёмная и забитая страна, а из Европы к нам придёт просвещение. Так думают многие и по сей день. Но я убеждена, что в плане культуры и искусства нам нет равных! Другое дело, что надо лю- дям дать возможность творить и узна- вать свою традицию. На чём человек воспитывается, то он и воспринимает. Этнопамять, безусловно, существует. Хотя приходится слышать от людей, что они фольклор не любят. Действи- тельно, эта музыка очень специфична, и некоторые уже возвели фольклор в ранг элитарного искусства. Одно дело, когда эта традиция была частью есте- ственной жизни и кроме неё люди ни- чего не знали. Другое дело, когда она вымывается, ухо привыкает к иной му- зыке и иным ритмам. Например, в селе Колыбельское Чаплыгинского района, откуда мы почерпнули в своё время огромное количество традиционных песен и обрядов, школьники, сидя на нашем концерте, спрашивают, на каком языке мы поём. И что говорить о детях, если сами носительницы традиции, ба- бушки-исполнительницы народных песен, уже многое забыли и сами не по- нимают не только язык, но и музыкаль- ный звукоряд. Липецкая традиция – из эпохи поздне- го заселения (конец XVI века). Она по- хожа на лоскутное одеяло, поскольку здесь собралось очень пёстрое населе- ние. Считается, что заселение наших территорий шло с севера Московского государства, из прибалтийских земель, из Мурома, отголоски тех западно-рус- ских традиций и сейчас можно встре- тить. Например, Воловский район – это территория бывшей Курской губернии, в фольклористике относящаяся к за- падной культуре, которая сохранилась в более древнем варианте, о чём свиде- тельствует большое количество кален- дарных песен, дошедших до нас. Спе- цифический тонкий подголосок, харак- терный для северной традиции, можно услышать в некоторых сёлах Чаплы- гинского и Краснинского районов, в селе Вешаловка Липецкого района. И всё это мирно сосуществует на одной территории. У меня такое впечатление, что сейчас кто-то не даёт ходу пропаганде народ- ного искусства. На телевидении, по ра- дио очень редко можно услышать под- линные фольклорные песни. И перевод фольклора в некую элитарную пло- скость – это искусственная ситуация. Нам обязательно нужно это преодо- леть. Несмотря ни на что. . Евгения ИОНОВА В следующих номерах нашего журнала мы продолжим развивать эту тему . Кристина Леонидовна ИВАЩЕНКО, заслуженный работник культуры РФ, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение» Владимир Владимирович ПУТИН, Президент РФ: Значимым ресурсом поддержки общественных инициатив призвана стать Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», рассчитанная на 2014-2018 годы… Фото Николая ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz