Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
15 главная тема Е Д И Н С Т В О № 8 (234), 25 февраля – 3 марта 2013 г. «Учебник должен воспитывать патриотизм» -О едином учебнике истории мы говорили ещё в 2002 году. Тогда в Калининграде прохо- дила научная конференция, посвящён- ная 1140-летию призвания варягов на Русь. И в рамках этого форума работал «круглый стол», на котором как раз и обсуждался вопрос о создании единого учебника. Мнения специалистов раз- делились. Кто-то считал, что нужны учебники разные, чтобы был выбор. Я выступал против этого. Зачем нужен единый учебник? Во-первых, нам нуж- на выверенная и строгая позиция, оди- наковая для всех регионов. Многие дети меняют школы, переезжают с ро- дителями из одного места в другое. Правильно, если везде они будут учиться по одному стандартизирован- ному учебнику. Иначе в голове ребёнка будет каша, а не знания. И ещё, в раз- ных учебниках по-разному подаются одни и те же события. Как это возмож- но? Как можно в учебниках говорить о недостатках своей Родины? Это равно- сильно тому, что детей на уроках ста- нут учить критиковать своих родите- лей… Несколько веков назад, когда форми- ровалась российская государствен- ность, была такая формулировка: «одна вера – одна мера». Когда Елена Глинская в 30-х годах XVI века прово- дила денежную реформу, то пошла по тропе унификации, потому что мера се- ребра в новгородской имосковскоймо- нете одного достоинства была разной. Это затрудняло торговые сделки и пло- хо сказывалось на экономике. Вот по такому пути нужно идти и нам в про- цессе подготовки нового учебника. И воспитывать у наших детей любовь и уважение к своей Родине и её истории. А когда они вырастут и решат стать историками, поступят в вузы, вот тогда и можно открывать перед ними всю па- литру мнений. Они будут готовы сде- лать правильный для себя выбор. Когда мы говорим об учебнике, то нуж- но понимать, что его будут изучать дети разных национальностей, проживаю- щие в самых разных регионах нашей страны. И все они должны получить единую информацию, чтобы картинка истории Родины была похожей. А уже история каждого народа может изу- чаться в курсе, например, краеведения, родной истории… Но необходимо пом- нить, что Россия всё-таки складыва- лась вокруг славянских племён, уже по- том к ней присоединялись другие. И Русское государство – это понятие не этническое, это некая территориально- соседская община, где бок о бок живут люди разных национальностей. Не нужно забывать, что Российская импе- рия по большому счёту собиралась мирным путём, без кровопролитных завоеваний и порабощения народов. Это-то и вызывает до сих пор удивле- ние во всём мире. За основу нового учебника я бы взял, например, дорево- люционные учебники истории под ре- дакторством нашего земляка, урожен- ца Раненбурга (современного Чаплы- гина) Дмитрия Ивановича Иловайско- го. Создание единого учебника – процесс долгий. Главное, чтобы он не превра- тился в кампанейщину. И писать его должны люди опытные, нравственно чистые и много преуспевшие в науке. Учебник ведь не просто книжка – по нему учатся поколения школьников, от его уровня зависят и знания наших де- тей, и их самосознание. Если поразмышлять о том, какие даты внести в календарь событий, связан- ных с единением народов России, то здесь тоже нужно быть очень осторож- ными. Попробуем остановиться на некоторых событиях в ретроспективе. 1961 год – полёт Юрия Гагарина, от- крытие эры покорения космоса. 1941–1945 годы – Великая Отечествен- ная война. 1922 год – образование Советского Со- юза (можно внести и трагический 1991 год, развал СССР и создание Россий- Вячеслав Васильевич ФОМИН, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории ЛГПУ Владимир Владимирович ПУТИН, Президент РФ: Стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно же, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций, культур… Нужно… сформировать перечень исторических дат, связанных с единением народов России… Основное внимание Иловайский уделял составлению учебников. Именно эта деятельность принесла ему всероссийскую известность, сделала его имя знакомым каждой семье, где был школьник. До 1917 г. учебники Иловайского по русской истории для среднего школьного возраста переиздавались 44 раза, для старшего — 36, по всеобщей истории — соответственно 35 и 30 раз Фото Александра ЮШКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz