Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
50 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь 22 февраля 23 февраля По материалам сборника «События и даты Липецкого края на 2013 год» № 6 (232), 11 – 17 февраля 2013 г. Звери и куклы скульптора-анималиста К 135-летию со дня рождения Ивана Семёновича ЕФИМОВА 1878 год. Известный скульптор-ани- малист, народный художник РСФСР Иван Ефимов родился в Москве. Детство и юность он провёл у бабушки в имении От- радное около деревни Даренки недалеко от Липецка. Художественное образование получил в Московском училище живопи- си, ваяния и зодчества. Азы керамическо- го мастерства постигал в Абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова. В 1912 году Иван Семёнович привёз в Отрадное, после почти трёхлетнего путешествия по Франции, свою жену – художницу Нину Яковлевну Симонович, которая приходилась двоюродной сестрой художнику Валентину Серову. До революции они подолгу жили в своём имении Отрадное. Нина Яковлевна и Иван Семёнович создали в Москве театр кукол, имевший большой успех в 1930-е годы. Тогда у Ефимова учился Сергей Образцов. Иван Семёнович оформлял несколько станций Московского метрополитена в Москве, Северный речной вокзал, пави- льоны на ВДНХ. В1937 году Ефимов был награждён золотой медалью на Всемирной выставке в Париже за скульптуры «Рыбак с рыбой» и «Бык». В Липецке, на Дворянской улице, в двухэтажном особнячке (ныне Дом Мастера) жил врач Николай Яковлевич Симонович, родной брат Нины Яковлевны. Приезжая в Липецк, Ефимовы всегда останавливались в этом гостеприимном доме. Здесь, в Доме Мастера, в 2010 году была устроена выставка кукол. Центральное место в экспозиции было отведено произведениям семейного дуэта Ефимовых. Умер И. С. Ефимов в Москве 7 января 1959 года. Работы народного художника хранятся в Государственной Третьяков- ской галерее и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в Русском музее в Петербурге, Липецком областном краеведческом музее. Исповедальные роли чеховской женщины К 70-летию со дня рождения народной артистки РСФСР Светланы Павловны ПОГРЕБНЯК 1943 год. Актриса Светлана Погребняк родилась на Урале. В 1968 году она окон- чила студию при Челябинском драматиче- ском театре и один сезон играла на сцене этого театра. С 1969 по 1971 год Светлана Павловна – актриса театра комедии в Горьком (ныне Нижний Новгород), с 1972 по 1977 год – Петрозаводского русского театра. В Липецкий областной драматический театр Светлана Погребняк приезжает вместе с художественным руководителем режиссёром Владимиром Пахомовым. С 7 марта 1977 года по 31 августа 2000 года она служит в Липецком государ- ственном театре драмы имени Л. Н. Тол- стого. Созданные Светланой Павловной на сцене этого прославленного театра роли не раз были отмечены театральными критиками самого высокого ранга. И прежде всего они подмечали цельность и незаурядность человеческой натуры актрисы. Ярче всего её талант проявился в чеховских героинях. За создание образа Елены Андреевны в пьесе «Дядя Ваня» ак- триса удостоена Государственной премии РСФСР 1985 года в области театрального искусства. В июне 1991 года Светлане Погребняк присвоено почётное звание – «Народная артистка РСФСР». Светлана Погребняк в роли Елены Андреевны в спектакле по пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» Портрет работы Ирины ЧЕМЯКИНОЙ 18 февраля (пн.) – Иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», которая является одной из древнейших, да- тированной VI веком по Рождеству Христову. Появление этой иконы связано с древней историей, когда в некоем архиерейском доме служил экономом честный и благочестивый инок. И вдруг его обвинили, что он «нечист на руку», и – выгнали. Обида так взыграла в иноке, что он возроптал на Бога и Богородицу и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И вот уже на грани погибели он ужас- нулся тому, что натворил, опомнился и стал думать, что делать. Тогда он затворился в храме и стал сердечно и отчаянно молиться перед об- разом Божией Матери, называя Её «Взыскание погибших». Молитва была такой горячей, а раскаяние таким глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила (так звали инока) и, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им страшную хартию. В России эта чудотворная икона известна с XVIII века. Почитаемый образ «Взыскание погибших» находится в Москве, в храме Воскресения Словущего (по адресу: Москва, Брюсов пер., 15/2). К этой иконе обращаются люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях и жизненных тяготах. Невесты молятся о счастливом браке, а матери – о погибающих детях. 24 февраля (вс.) – Неделя о мытаре и фарисее. С сегодняшнего дня начинается под- готовительный период к Великому посту, как раз с нынешней Недели (воскресенье) о мыта- ре и фарисее. В этой притче Господь говорит о важности искреннего покаяния и обличает гордыню, что отображено в Евангелии от Луки: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вош- ли в храм помолиться – один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как про- чие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий воз- вышающий сам себя унижен будет, а унижа- ющий себя возвысится (Лк. 18, 9-14)». Очень ярко написал об этом в своём «Слове в Неделю о мытаре и фарисее» святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Братья и сестры! Вам, без всякого сомнения, не может не нравиться представленный в нынешнем Евангелии при- мер смиренномудрия мытаря, так как он изо- бражает нас, грешных, кающихся, а мы легко узнаём и любим свой образ, начертанный нам в Священном Писании; не может не нравиться особенно потому, что вы видели, как он поми- лован был Богом за своё смирение и хотя был великий грешник, потому что мытари вообще жили притеснениями и мздоимством, но сниде в дом свой оправдан (Лк. 18, 14). Постараемся же подражать этому примеру смиренномудрия. Никто, конечно, не станет говорить, что он не грешный человек, которому незачем, подобно мытарю, сокрушаться о своих грехах, ударять себя в грудь и смиренно просить прощения: Боже, милостив буди мне, грешнику (Лк. 18, 13)». Составитель Игорь СОРОКИН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz