Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
31 общество В Е РА жался, к какому каноническом типу от- носился, ныне сказать сложно. Пред- полагать это можно лишь по сохранив- шимся образам. Так, на гравюре второй половиныXVIII века в ряду 130 других явленных ликов Божией Матери елецкая икона выпол- нена в традиции Умиление. Аналогичное Её изображение (как фрагмент в ряду 142-х чудотворных об- разов Богородицы) можно видеть на иконе «Распятие и Страсти Господни», написанной в конце XVIII – начале XIX веков, хранившейся в московском Бо- гоявленском монастыре. Тот же образ – Умиление – является нам на иконе, сохранившейся в столич- ной церкви пророка Илии. Именно тут, в самом центре Москвы, сегодня мож- но видеть довольно больших размеров икону Божией Матери Елецкой. Вот что читаем о ней на сайте храма. «Уникальным иконографическим об- разцом является Елецкая икона Божи- ей Матери второй половины XVIII сто- летия, выполненная на холсте и закры- тая бисерным окладом. Извод, извест- ный по небольшим иконописным и гравированным воспроизведениям на изображениях сводов Богородичных образов, относится к типу Умиление, он дополнен сюжетом увенчания Бо- городицы Ангелами. В Ельце, вероят- но, в Знаменском женском монастыре, процветало искусство бисерного шитья (так оно и было. – Прим. Р. Д. ). Мож- но предполагать, что единственный известный сейчас список утраченной святыни, прославившейся в 1395 году, происходит оттуда и достаточно точно повторяет оригинал». Интересно, правда?! Но это ещё не всё. Нужно сказать, что в нашем городе была и ещё одна издав- на почитаемая Елецкая икона Божи- ей Матери, которую называли Аргама- ченской – Богородица стоит на облаке и руки её воздеты вверх. Судя по тща- тельно выписанному лику Богоматери, живописным деталям, изображённым мастером, икону можно отнести к типу акафистных. Её история тоже запутана и противоре- чива. По одной из местных легенд под- линник иконы был создан мастерами из числа духовенства храма Рождества Богородицы, что в слободе Аргамач в 1735 году. Затем (вероятно, накануне войны с Наполеоном) иконописный лик Защитницы Русской земли был пе- ренесён в один из московских мона- стырей. Тут следы иконы загадочным образом теряются. Однако в Ельце, по- видимому, оставались её копии. Кста- ти, две из них ельчане преподносили монаршей семье – в 1883 и в 1895 годах. В середине 60-х годов прошлого века одна из подобных копий, сохранён- ная богомольной ельчанкой после за- крытия церкви Рождества Богороди- цы, была передана в Вознесенский со- бор. Увы, в наши дни увидеть здесь эту икону невозможно. Она была украде- на из храма несколько лет назад. Впро- чем, существуют сделанные с неё спи- ски и фотографии, которые очень по- пулярны среди горожан. Подытоживая все вышесказанное мож- но с уверенностью сказать, что история елецких святынь не менее интересна, разнопланова и глубока, чем история самого города. Думается, она ещё ждёт своих исследователей и готовит им не- мало открытий. . Роман ДЁМИН, член Союза журналистов России Елец № 1 (227), 7 – 13 января 2013 г. В Ельце, вероятно, в Знаменском женском монастыре, процветало искусство бисерного шитья ( так оно и было. – Прим. Р. Д.) можно предполагать, что единственный известный сейчас список утраченной святыни, прославившейся в 1395 году, происходит оттуда и достаточно точно повторяет оригинал Храм в честь Елецкой иконы Божией Матери. Престольный праздник 8 сентября Почитаемая Елецкая икона Божией Матери, которую называли Аргамаченской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz