Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

13 главная тема О Б РА З О В А Н И Е «Зрячий посох», который мы потеряли А что взамен? В декабре минувшего года учёный Совет филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова сделал заявление, ко- торое прошло мимо внимания телевизионных каналов и основных СМИ, но зато взорвало весь Интернет. «Несколько лет подряд отдельные пред- ставители гуманитарного сообщества пре- дупреждали о возможности катастрофы как в школьном образовании вообще, так и в его гуманитарном сегменте в частности, — гово- рится в заявлении. – Ситуация изменилась ка- чественно: катастрофа произошла, и русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образователь- ного процесса. Это произошло не потому, что власть обнаружила свою некомпетентность, а потому, что она сознательно и целенаправ- ленно конструировала это «качественное обновление образовательной ситуации»». ... Учёные МГУ считают, что нынешняя поли- тика в области образования направлена лишь на окончательное уничтожение «советской» составляющей «постсоветского» образо- вания. Это касается, прежде всего, русской классической литературы с её пропагандой вечных ценностей, явно чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориен- тирована на обслуживание этой элиты. То, что происходит с народом, не нужно описывать словами, всё это можно увидеть, достаточно выйти на улицу, проехать в обще- ственном транспорте и заглянуть на огонёк в какое-нибудь городское общежитие, каковых у нас ещё предостаточно. Диагноз страшный, но верный – дебилизация населения налицо. Только малообразованные люди, не при- общённые ни к вере в Бога, ни к знанию, ни к книге, способны творить то, что они творят. Без стеснения многие деятели от образования говорят, что в скором будущем большая часть школьников после девятого класса будет пря- мой наводкой отправляться в профессиональ- но-технические училища. Но кто сказал, что будущие рабочие не нуждаются в Пушкине, Чехове, Лескове (в полном объёме). Кто опре- делил для них роль винтиков, а не людей? Недавно на Учредительном съезде родителей России свою позицию по поводу образова- тельных стандартов по литературе высказал Президент РФ Владимир Путин: «Вы знаете, что новая программа стала действительно, как я уже сказал, предметом широкой дискуссии. Высказываются справедливые, на мой взгляд, замечания, что из неё исчезли произведения, составляющие историческое наследие нашей страны, но появились новые авторы. Кстати говоря, я считаю, что это хорошо, что появ- ляются новые авторы. Да, по-разному можно относиться к их политической позиции, к тому, что и как они пишут. Но современная российская литература – это часть мировой литературы, и я считаю, что мы должны к этому относиться с уважением. Вместе с тем, когда из обязательной школьной программы исчезают Куприн, Лесков, Алексей Толстой, исчезает «Медный всадник» Пушкина, «Дама с собачкой» Чехова, «Человек в футляре» Чехова, исключаются стихи Ахмадулиной, Высоцкого, Окуджавы, то, конечно, сразу воз- никает вопрос: почему, что взамен?» Редакция журнала приглашает своих читателей и авторов принять участие в дискуссии о том, какую роль играют гуманитарные дисциплины и в первую очередь литература в формирова- нии здорового общества, которое способно созидать, а не разрушать вековые традиции России. Сегодня с горечью и болью приходится констатировать, что мы живём во времени, запустившем механизм «отмены» русской литературы. Сократилось до минимума количество часов по литературе в школе. Её исключили из обязательных школьных экзаменов, заменив традиционное, исконно национальное сочинение на пресловутый ЕГЭ Автор скульптуры «Притча о слепых» Александр ТАРАТЫНОВ № 6 (232), 11 – 17 февраля 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz