Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

23 экономика А К Т УА Л Ь Н О № 52 (278), 16 – 22 декабря 2013 г. делом на заботу и поддержку. При этом не нужны огромные затраты. Достаточ- но на первом этапе обеспечить сельских жителей породистым скотом и перспек- тивными сортами семян, организовать консультации по современным методам выращивания сельхозпродукции. Вто- рой этап – помочь выгодно продать про- изведённый продукт. Главный принцип – выгоду должны получать кооперато- ры, а не сам кооператив. Липецкая об- ласть идёт именно по этому пути, прове- ренному временем и другими странами. – Насколько оправдано вложение в коо- перацию государственных средств? – В уходящем году кооперативы полу- чили субсидии на сумму 143 миллио- на рублей, а налоговых платежей от них поступило уже на 294 миллиона рублей. И эта отдача растёт с каждым годом. Но дело не только в финансовых показате- лях. Дело в смыслах. Решается главный вопрос – социальный. Получив суще- ственную финансовую поддержку от го- сударства, сельскийжитель может само- стоятельно обустроить своё подворье и сделать свою семью самодостаточной. Кооперация способствует росту эконо- мики, развитию личных подсобных хо- зяйств, становлению малого бизнеса на селе. – Многих тормозит отсутствие стартового капитала. Вроде бы небольшие деньги нужны, чтобы построить свинарник или теплицу, закупить всё необходимое. Но где их взять? – Действительно, далеко не все банки заинтересованы в том, чтобы выдавать крестьянам микрозаймы. Да и селянам крайне неудобно приезжать в город с поручителями, отрываться от важных дел. Так вот сегодня кредитные коопе- ративы составляют банкам серьёзную конкуренцию по количеству выданных займов. В кооперативах люди берут кре- диты на покупку молодняка, кормов, се- мян, удобрений. А сейчас и на строи- тельство теплиц, помещений для выра- щивания разной живности, ремонт жи- лья, обучение детей. Да мало ли какие нужды у людей? А вообще кредитные кооперативы – это локомотивы для раз- вития малого бизнеса и села в целом. Чтобы получить в кооперативе деньги, достаточно вступить в него и заплатить небольшой взнос на развитие. В Липец- кой области уже 258 кредитных коопе- ративов, они есть практически в каждом поселении. А это значит, у людей появ- ляются новые возможности для ведения подсобного хозяйства и развития мало- го бизнеса. Достаточно, скажем, взять деньги на строительство теплицы, что- бы окупить затраты в первый год, и по- том работать на дальнейшее развитие, пользуясь кредитной кооперацией. – Вы рассматриваете кооперацию только как объединение владельцев личных подсобных хозяйств? – Чем разнообразнее будут формы и уровни кооперации, тем значительнее будут еёдостижения, тембольшешансов на общий успех. На мой взгляд, широ- кие возможности открываются в коопе- рировании селян с крупными агрофир- мами, которые обладают новейшими технологиями, научным потенциалом, сбытовой сетью. Например, у нас можно создать перспективный кооператив по выращиванию крупного рогатого скота. Породистый молодняк, ветеринарное обслуживание, современные корма, пе- реработка – всё это создаст прекрасные условия для старта любого ЛПХ. А ведь в регионе много крупных сельхозпред- приятий, которые успешно развивают не только животноводство, но и пре- успели в выращивании плодово-ягод- ной и овощной продукции. Кооперация с ними позволит маленьким хозяйствам совершить большой рывок. Организа- ционные возможности и современные технологии успешных компаний долж- ны соединиться с интересами тружени- ков села, которые сегодня заняты в лич- ных подсобных хозяйствах. Например, крупная компания в Измалковском рай- оне строит большое овощехранилище и логистический центр. А ведь у нас люди выращивают и продают картофель и другие овощи зачастую перекупщикам за копейки. Теперь появляется возмож- ность сотрудничества на взаимовыгод- ных условиях. В Данковском районе ин- вестор будет перерабатывать топинам- бур. В Лебедянском районе успешно развивается агрофирма, которая специ- ализируется на выращивании и перера- ботке плодов и ягод. Но сырья для кон- сервного цеха не хватает, оборудова- ние часть года простаивает. Почему бы не объединиться с мелкими сельхозпро- изводителями? Выгода – обоюдная. Аг- рофирмы более эффективно использу- ют свои перерабатывающие мощности, а крестьяне решают проблему реализа- ции. Главное звено в кооперации – соз- дание товаропроводящей инфраструк- туры. – А есть другой путь для увеличения сбы- та продукции селян? – Этот путь – создание своей торговой сети. Строительство кооперативного, а проще сказать – истинно народного рынка станет важным шагом для реше- ния проблемы реализации. Собствен- никами его должны стать те, кто про- изводит сельхозпродукцию. На первом этапе достаточно заасфальтировать тор- говую площадку, создать инфраструкту- ру и организовать продажу продукции с машин. На втором этапе начнётся стро- ительство рынка и оптово-распредели- тельного центра для хранения и поста- вок продукции покупателям. На кооперативном рынке должно дей- ствовать незыблемое для всех правило – торговать только качественными про- дуктами собственного производства. У продавцов должны быть сертификат, фото- и видеоматериалы, подтвержда- ющие происхождение товара. Каждый желающий сможет убедиться воочию, что предлагаемая продукция выращи- валась в условиях полной экологиче- ской безопасности. А чтобы ни у кого не возникло желания обмануть покупате- лей, совет кооператива рынка будет ре- гулярно выезжать на место и проверять, как организовано производство, приме- няются ли вредные добавки для стиму- лирования роста растений и животных. Имидж рынка, торгующего экопродук- цией, нужно поддерживать с первыхша- гов. Я уверен, чтожители нашей области быстро оценят все его преимущества и он будет пользоваться большой попу- лярностью. . Игорь СИЗОВ Фото из архива «ЛГ: итоги недели»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz