Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
41 культура К И Н О Ф Е С Т И В А Л Ь можно считать «Маленькую Веру». Хотя образы, сотканные Пичулом, были один в один списаны с наших провинци- альных современников. Но чем от них отличались столичные ровесники? Провинциальная публика мечется в по- исках. Так, профессиональный зритель, липецкий кинорежиссёр, победитель нынешнего фестиваля в номинации «Документальное кино» Сергей Александрович Тихомиров считает, что настоящий художник не будет гля- деть вглубь России– только вглубь чело- века. А потом добавляет, что провинци- альному зрителю подавай развлекуху, низкосортное американское зрелище. Получается, что коль ужмы сами себя не уважаем, зачем на нас тратить силы дру- гим людям. Можно даже спроецировать: для Запада вся наша огромная Россия – это провинция. Посмотрите, янки до сих пор уверены, что по российским улицам ходят медведи, а все русские, попадаю- щие в СоединённыеШтаты, – это банди- ты или Лепс с Кобзоном. Вот и для на- ших же столичных деятелей кино – зам- кадная Россия – это «страна глухих». И хорошего у нас – только несчастные, красивые и одинокие библиотекарши. Нужны ли РоссииШукшины– личности, знающие глубинку и болеющие Родиной? Или нам достаточно мюзиклов о своей жизни? Сегодня однозначно ответить на эти вопросы, наверное, нельзя. Как и не понять, почему с киноконвейера сходят фильмы без пометок «для Москвы» или «для провинции», а статистика утверж- дает: столичного зрителя интересует одно, а провинциального – другое. При этом кассовые сборы наши современные Спилберги отечественного разлива соби- рают именно за БольшимКольцом. «Горько» Эта незамысловатая комедия уже со- брала 25 миллионов рублей в прокате. А на самом деле – это вовсе не радостный возглас многих киноманов. «Ёжик в тумане» – вот своеобразная мультяшная метафора нашего сегодняш- него противостояния: провинция и сто- лица в кинематографе. Мы сами друг друга не знаем, что уж говорить о кино – некогда важнейшем из искусств. А про мультфильмы упомянули мы не зря. Наша гостья, призывая водить детей в кино, воспитывать их на отечественных картинах, напомнила, что и отечествен- ные мультипликаторы загнали сами себя в некие условные рамки. И, стараясь быть угодными и вашими нашим, то есть и отечественной, и заграничнойпублике, лепят свои творения в жанре унинацио- нальная история. Но тогда возникает во- прос: если нет ни правдоподобия, ни ко- стюмного соответствия, ни уважения к собственной истории, разве этим можно понравиться нашим зарубежным ма- леньким друзьям и их родителям? Мож- но только расхристать своих. То есть – веселиться над карикатурнымизображе- нием святого князя Владимира, поте- шаться над комичным образом русских богатырей Ильи Муромца и Алёши По- повича – это ли самая актуальная задача нынешних мультипликаторов и их зри- телей? А если ещё вместо того самого ёжика, пусть и в тумане, показывать не- существующих шреков, можно и вовсе расчистить дорожку экстремистам иного толка. Потому что, на мой взгляд, если ребёнок не знает, как на самом деле вы- глядит ёжик, если вместо него постоянно подкладываетсянекая абстракция, топо- том намного легче объяснить, что поло- вое разделение между людьми – это тоже некая игра природы… Зачем был нужен этот «круглый стол»? Быть может, для того, чтобы проводя- щая мастер-классы во ВГКИКе и в Мо- сковском институте радио и телевиде- ния Марина Трубина смогла донести до своих столичных студентов, что реали- зовываться – это хорошо. Но только нужно постоянно держать руку на пуль- се, слышать свой народ и угадывать его желания. Ведь кино до сих пор является для нас важнейшим из искусств. Если сами кинематографисты не смогут удер- жать эту планку – за них это, увы, не сде- лает никто. Ведь России нужно кино. А кино нужна Россия. . Евгения ИОНОВА, Александр ЮШКОВ (фото) № 51 (277), 9 – 15 декабря 2013 г. Журналист Александр Косякин напомнил, что фильм «Печки-лавочки» не был принят «на ура» деревенскими зрителями Липецкий кинорежиссёр Сергей Тихомиров считает, что настоящий художник не будет глядеть вглубь России – только вглубь человека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz