Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
40 культура К И Н О Ф Е С Т И В А Л Ь «Такой футбол нам не нужен» Так говорил несколько десятилетий на- зад великолепныйфутбольный коммен- татор Николай Николаевич Озеров. Уж он-то твёрдо знал, какой должна быть игра, любимая миллионами его сограж- дан – жителей огромного Советского Союза. А вот современные отечествен- ные кинематографисты, похоже, вряд ли могут решиться и заявить на всю страну, что их фильмы – это самое то для нас, их соотечественников. Да и люди-то, собственно, тоже не особенно задумываются, зачем идут в кино. Когда главный гость «круглого стола» киновед Марина Трубина попросила собравшихся ответить, что движет ими в желании провести время за попкор- ном в кинотеатре, то услышала баналь- ные, в общем-то, ответы. Большинство старается посмотреть разрекламиро- ванные ленты. Кто-то прислушивается к советам друзей, а кому-то просто инте- ресен тот или иной актёр. Собственно тема никого и не волнует. Хотя, как выясняется, это проблема не дня нынешнего. Нашколлега журналист Александр Викторович Косякин на- помнил, что фильм великого Василия Макаровича Шукшина «Печки-лавоч- ки» не был принят на ура его целевой ау- диторией – провинциальными, дере- венскими зрителями. Им-де не понра- вилось, что он реалистично живописал их мир, их быт, то, чем люди живут изо дня в день – а им хотелось Искусства. С другой стороны, классика жанра – «Ку- банские казаки» – сказка, да и только. А вот народу нравилось, хотя хватало и тех, кому поперёк горла была слаща- вость и гламурность картинки. Есть претензии у современного кино- зрителя и к нынешним режиссёрам. Так, например, у провинциальных библио- текарей не вызывает сочувствия образ их коллег на экранах. Бедная, но обяза- тельно красивая и одинокая, то есть не- счастная, работница книгохранилища в современной интерпретации мастеров кино – это нынешний образ своеобраз- ной интеллигентной Золушки. Как и принято в сказках, к ней обязательно приезжает (или сваливается в букваль- ном смысле на голову) какой-нибудь олигарх (чаще столичный) и увозит её если не в Первопрестольную, то в град Петров или на худой конец в Новый Йорк, что на другом конце света. Поче- му такой сюжет не принимают наши лю- бимые библиотекари – непонятно: им- то, самой читающей части народа, каза- лось бы, положено верить в чудеса. А они – всё своё – подавай им подлин- ность, облачённую в мантию искусства. На вопрос Марины Трубиной: «Какое кино вы бы хотели посмотреть?» желаю- щих ответить не оказалось. Была крити- ка американского Голливуда, нашей пе- рестроечной киночернухи, а самое глав- ное – полнейшее равнодушие к совре- менномуроссийскомукинопроизводству. Несколько последних лет показали, что наше кино постепенно поднимается из небытия, и 80 производимых картин в год – хорошее тому подтверждение. И, по мнению секретаря Союза кинемато- графистов Сергея Владимировича Новожилова, если пять фильмов выхо- дят на широкую аудиторию – это уже до- стижение. Остальные можно посмотреть на фестивалях. На таких как «Липецкий выбор». С этого года наш кинофорум по- лучил новый статус, который и позволил организаторам не только демонстриро- вать кино и устраивать встречи с люби- мыми артистами, но и собирать «круглые столы», за которыми обсуждались до- вольно-таки интересные темы. «Меня это не касается» Это не только название одной из кон- курсных картин, но и позиция большин- ства российских зрителей. Мы прини- маем темы, которые нам же и предлага- ют. Вопрос не в том, что интересует в провинции современных режиссёров, а что большинство из них помнит о своей родине. Малая толика нынешних деяте- лей кино – коренные москвичи. Но почему-то оторвавшись от родных кор- ней, так сказать, «киношные лимитчи- ки», очень быстро забывают то, что формировало их личность. Да и у само- го государства пока нет внятного заказа. Пусть «Свинарка и пастух» была кино- картиной с выставки, но зато понятно, что, воспевая человека труда, государ- ство таким образом благодарило тех, кто кормит и содержит, в общем-то, всю остальную страну. Вряд ли госзаказом Провинция. Липецкий выбор Образам провинции в кино был посвящён «круглый стол», который прошёл в рамках VIII кинофестиваля российских фильмов «Липецкий выбор». Почти сразу разговор вышел за рамки предложенной темы, переключившись на беседу о том, какое кино нужно провинции № 51 (277), 9 – 15 декабря 2013 г. Гость «круглого стола» киновед Марина Трубина Секретарь Союза кинематографистов Сергей Владимирович Новожилов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz