Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

16 главная тема К Ю Б И Л Е Ю № 51 (277), 9 – 15 декабря 2013 г. ином свете: в конкретно взятом инте- рьере работы начинают «звучать» по- новому. – При советской власти было бы сродни научной фантастике представить, что в большой зональной выставке значитель- ный сегмент получит храмовое искус- ство. Теперь, как можно предположить из данной экспозиции, такой вид творче- ства востребован как среди художников, так и среди зрителей. – К сожалению, государственная поли- тика нашей страны не позволяла хра- мовому искусству полнокровно разви- ваться. Оно жило в монастырях, в круп- ных обителях. Шлюзы открылись по- сле перестройки. Поэтому у многих профессиональных художников проявился интерес к иконописи. Я вступал в Союз как живописец, зва- ние «заслуженного» получил за ряд произведений, выполненных в стан- ковой живописи. А последние лет пятнадцать-двадцать занимаюсь ис- ключительно иконами. Многие из моих коллег шли по такому же пути. Замечу, что к иконе не приходят вне- запно. Иконописцем становишься в силу внутренних духовных устрем- лений, борений, исканий. Сейчас процесс приобрёл довольно серьёз- ные очертания: появляется всё боль- ше высококвалифицированных масте- ров, открываются специализированные училища и факультеты, мастерские при монастырях. – Какую манеру исповедуют современ- ные иконописцы, представленные на вы- ставке? Ведь иконопись обладает много- вековой традицией. На Руси было множе- ство иконописных школ и техник. . . – Мне кажется, из-за значительного временного разрыва преемственность была утрачена. Ведь для иконыпринци- пиальное значение имеют чисто техно- логические аспекты: как подготовить доску, сделать левкас, растереть кра- ски… Как вид искусства ико- нопись практически была утрачена. Поднимать, раз- вивать и только потом уж усовершенствовать – такие базовые задачи стоят перед сегодняшними иконописца- ми. За последние годы поя- вились профессиональные мастера, которые сумели приблизиться к высоким идеалам утраченной школы – и даже чисто с точки зре- ния ремесла, ведь постичь и освоить его ох как непросто! И вот они-то готовы стать в самом ши- роком смысле художниками и творца- ми, как Дионисий или Рублёв. Канон на первый взгляд выглядит очень строгим, жёстким. Но на самом деле там такая огромная возможность для творчества! Это может выражаться и в вариациях композиции, и в рисунке, и в изобрази- тельнойформе, и в цвете, и в перспекти- ве. При всей строгой каноничности ху- дожник ищущий обрящет в иконе огромное пространство для самовыра- жения. Рамки широки. – Скажите, а место ли иконе на художе- ственной выставке? Всё-таки её первосте- пенное предназначение – быть в храме. –Думаю, что храмовое искусство в рам- ках подобной экспозиции уместно в силу нескольких факторов. И основной выражается в воспитательной функции иконы, в том, что она приближает чело- века к духовному идеалу, к церкви. По- том – это и чисто эстетическое воспита- ние. Ведь в икону вложен большой труд, она несёт красоту! Поэтому выставки такого плана нужны. Они формируют благоприятную среду для духовного роста не только художников, но и зри- телей. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz