Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
38 культура ГА С Т Р О Л Ь К ак описывает своё детище ав- тор и руководитель «Чёрного лебедя» молодой танцовщик и импресарио Руслан Нурт- динов, это балетный драма- тический дивертисмент, включающий в себя три вида искусств – балет, оперу и по э з ию. От фр анцу з с ко г о divertissement — «увеселение», «раз- влечение», в данном случае (исполь- зуя словарное определение) – балет- ный спектакль, состоящий из отдель- ных номеров. Что ж, определение вполне подходящее. Поскольку на ба- лет в полном смысле слова действи- тельно не тянет. Многовато отвлекаю- щих факторов, которые, по замыслу создателя, должны были воплотиться в единую драматургическую канву. Да вот только сама драматургия, к сожа- лению, хромала. Впрочем, основу представления о любви и верности со- ставили всё же именно хореографиче- ские произведения. Классический и современный репертуар, в том числе великое творение Михаила Фокина «Чёрный умирающий лебедь». Один из ярких и запоминающихся номеров современной хореографии в програм- ме называется «Лебединая верность» – плод творческого альянса автора проекта и… темнокожей солистки. Собственно «Чёрным лебедем» балет- ное шоу нарекли, как можно догадать- ся, неспроста. – У меня давно зрело желание приме- рить белую пачку на темнокожую ба- лерину, – признаётся Руслан Нуртди- нов. – Это оказалось не так-то и про- сто: при реализации проекта мы стол- кнулись с рядом сложностей. И формального, и творческого плана. В первую очередь, конечно, визовый во- прос. Так, сегодня липчане не смогут увидеть нашу солистку из ЮАР Кейти Фетлу, которая танцевала весь про- шлый сезон. Ей не удалось вовремя по- лучить разрешение на въезд в Россию. В работе с иностранцами проблемой является и языковой барьер, и разная степень подготовки, и особенности пройденной школы. За пару недель до начала гастрольного тура все участни- ки собрались в Санкт-Петербурге. Там приглашённые артисты под присмо- тром ведущих педагогов Мариинского театра осваивали тонкости отечествен- ной хореографической традиции. За- мечу, что переучивать профессиональ- ного танцора неправильно и, по сути, невозможно, но какие-то корректи- ровки сделать было необходимо. Ска- зываются и физиологические особен- ности строения туловища европейцев и темнокожих, что для балета, как вы понимаете, отнюдь не маловажно. Рус- ские имеют явное преимущество: мы хорошие гимнасты, артисты, спорт- смены. У наших коллег – другой ске- лет, другая структура тела, а значит, им часто не под силу делать такие успехи, которые с лёгкостью удаются русским. Мышечная структура, как и пластика, отличаются. И, тем не менее, я не разо- чарован. Российские зрители привык- ли видеть своих исполнителей. Поэто- му чернокожая прима в белоснежной пачке – явно нечто новое для их вос- приятия. Знаете, в некоторых отече- ственных театрах летом запрещается загорать, ходить в солярий, а всё пото- му, что цвет кожи должен сохранять благородную бледность: белый лебедь обязан оставаться белым. Но в приро- де, как известно, встречаются особи не только с белым оперением, но и чёр- ные. Некоторые хореографы в «Лебе- дином озере» представляют чёрного лебедя как олицетворение зла. Но по- чему образ остаётся таким однобоким? Я в проекте хотел бы преподнести чёр- ного лебедя в иной ипостаси. В белую ли пачку или в чёрную облачена темно- кожая балерина – неважно. Главное, что она не воплощает негативную сти- хию. Как в жизни любого человека Чёрный лебедь в белых перьях На прошлой неделе в Липецке опустилась стая лебедей – белых и чёрных. Да только не на пруд в зоопарке (не по погоде как-то), а прямиком на сцену Академического театра драмы. В нашем городе состоялась мировая премьера нового концертного сезона балетного проекта «Чёрный лебедь» № 5 (231), 4 – 10 февраля 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz