Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

34 М А Л Е Н Ь К А Я Р О Д И Н К А общество № 49 (275), 25 ноября – 1 декабря 2013 г. цевали по парам замарайские деви- цы. Гармонист Витя меха тянул, слов- но душу свою выворачивал. За дверями зала уже собрались зеваки и тоже при- топтывали, да прихлопывали. А под- сматривал за весельем из будки под по- толком глаз кинопроектора, оставше- гося здесь ещё с советских времён. До сих пор в Замарайке «крутят» кино и считают его праздником. …Этот искренний экспромт в клубе не был никому адресован, просто душа, если вдруг замарается тоской и уныни- ем стремится исцелиться песней в тес- ном кругу. Крепостные и вольные. Дмитриевские и михайловские Замарайка, где сейчас живёт больше шестисот жителей, разделяется на две главные части: Воронцовку и саму За- марайку. А уж внутри каких только на- званий местечек не встречается: Со- бачеевка, Нахаловка, Идолки. До ре- волюции здесь в роскошных усадьбах жили два барина Воронцов и Гусарёв. У первого все крестьяне были крепост- ные, а у Гусарёва – вольные. И до сих пор народ в самой Замарайке отличает- ся свободолюбием и достоинство своё бдит. Умеет в меру говорить и в меру радоваться. В Воронцовке живут не- много по-другому. – Барин Воронцов был настоящим про- светителем. Его дети учились вместе с крепостными ребятишками. Для них он выписывал учителей из Москвы и даже преподавателей из Польши и Бе- лоруссии. На нашей земле до сих пор живутихпредки, –рассказывает дирек- тор Дома культурыМаринаШумская. – А барин Гусарёв слыл человеком спра- ведливым и добрым. По большей части жил он в Петербурге и был членом Го- сударственной Думы. Однажды перед самой революцией пришли к нему кре- стьянские мужики с просьбой продать им часть барской земли. А Гусарёв от- ветил, мол, скоро вся земля будет ваша, и не стал оформлять сделку. А ведь дру- гой бы мог вполне себе нажиться в та- кой ситуации на безграмотных кре- стьянах. Честные поступки тоже мо- гут оставить добрую память о челове- ке в веках. Замарайцам досталась и богатая зем- ля, и пруды полные рыбы, и сады гру- шёвый, сливовый, яблочный. А ещё на- сыпной курган, где стояла беседка, в которой любил барин Гусарёв попить чайку из самовара с вишнёвым варень- ицем и поразмышлять о судьбе Рос- сии. Рядом с беседкой была оранжерея с диковинными цветами: орхидеями и лилиями, а кругом гуляли чудо-пти- цы – павлины. После того как усадьбу разорили, долго ещё прибегали зама- райские бабы тайком ухаживать за за- морскими цветами в память о люби- мом барине. Замарайка делилась ещё на две поло- вины. Одни ходили по воскресеньям в храм Дмитрия Солунского, что стоит в деревне Рогатик Орловской области, другие окормлялись в церкви Михаи- ла Архангела в Волово. И звались одни – дмитриевские, а другие – михайлов- ские. Престольные праздники были са- мыми любимыми у жителей Замарай- ки, в каждом доме принимающей сто- роны стол ломился от угощения. Хо- дили друг к другу в гости с блинами да пирогами. А в лесу встречались михай- ловские гармонисты с дмитриевски- ми и выясняли, кто кого перепляшет до полночи. И до сегодняшнего дня здесь почитают эту традицию. Пророческий сон богоугодного старца – Мы гордимся тем, что в нашем селе жили люди богоугодные. Сохрани- лись рассказы о паломниках, что хо- дили пешком в Иерусалим. Среди них – Василий Яковлевич Селищев. Он ни- чем не отличался от других, разве что усердной молитвой и истиной верой в Бога. Святое писание знал наизусть. Несколько раз ходил он в Святую зем- лю. Перед паломничеством брил голо- ву налысо, а возвращался с длинной ко- сой, – рассказывает Марина Шумская. – Шли богомольцы, ориентируясь на Млечный Путь. И какую бы дорогу они ни выбирали, все вели в Палестину. Когда в России начались гонения на ве- рующих, Василия Яковлевича сослали на Соловки, там он и погиб. И приснил- ся однажды своей близкой родственни- це со словами: «Молись, Вера, за волков и как можно усердней». Потом она раз- гадала, что под словом «волки» скры- вается – «враги наши». А большое рас- пятие, что принёс Василий Яковлевич из Иерусалима, передавалось из поко- ления в поколения. Сейчас оно хранит- ся у главы поселения, благословляя его на добрые дела. А сон богоугодного старца оказал- ся пророческим. Волки пришли в За- марайку в роковых сороковых. Село было оккупировано немцами два раза в 1941 году, и страшные бои здесь прош- ли в самом начале 1943. Фашисты жгли дома, заставляли в лютый холод рыть окопы, за малейшую провинность рас- стреливали мирных жителей. После боёв трупами русских солдат и фаши- стов была покрыта вся эта земля. И по жуткому стечению обстоятельств зака- пывали их в братские могилы всех вме- сте: врагов наших и советских солдат. Многие из них и сейчас лежат рядом. Священник читает у могил одну поми- нальную молитву, а в храмах горят све- чи за… убиенных. Ведь перед Богом они стояли на равных. Медоносный гармонист Любимое занятие в Замарайки звучит на их самобытном языке так – поалма- зить. А обозначает оно – поговорить по душам. Искренние чувства друг к дру- гу и откровенный разговор здесь счита- ют настоящим богатством. Поалмазить От барской жизни остался в Замарайке один лишь курган

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz