Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
15 главная тема Р Е Ф О Р М А «В области сделан акцент на подготовку высококлассных рабочих и служащих» -О птимизация системы профес- сионального образования – скорее всего не реформа, а кон- цепция развития этого образователь- ного сегмента, установка на подготовку высококвалифицированных и востре- бованных рабочих кадров. Сегодня сформулированы новые требования к уровню выпускников профессиональ- ного звена образовательных учрежде- ний. Инновационной экономике необ- ходимы высококлассные специалисты. Нужно, чтобы выпускники профкол- леджей или техникумов приходили на производство и не тратили время на спецподготовку, а сразу же включались в рабочий процесс. За этот год проведена большая рабо- та с теми, кто «заказывает музыку» на рынке труда, то есть с работодателя- ми. Сейчас в области по трём отрасле- вым направлениям – машинострое- ние, сельское хозяйство и строитель- ство – создаются производственно-об- разовательные объединения. То есть идёт интеграция образования с реаль- ным сектором экономики в определён- ных отраслях. Сельскохозяйственное направление у нас будут представлять предприятия регионального агропро- ма, ЕГУ имени И.А. Бунина, Чаплы- гинский и Конь-Колодезский аграр- ные колледжи, Усманский промышлен- но-технологический колледж, профес- сиональный лицей № 9 (город Данков) и профессиональное училище № 4 Тер- бунов. В машиностроительное объеди- нение вошли Липецкий машиностро- ительный колледж, Елецкий промыш- ленно-экономический техникум, на образовательной вершине пирамиды – ЛГТУ, за которыми уже идут производ- ственники. Порядок оптимизации предусматрива- ет в том числе и слияние нескольких учебных заведений. У педколлективов возникает естественный вопрос: что бу- дет с каждым из них? Конечно, приори- тет в отборе кадров отдаётся лучшим работникам, педагогам с высшей квали- фикацией, мастерам с большим опытом работы. При этом нельзя сказать, что кто-то из преподавателей образова- тельных учреждений, уже прошедших через процедуру слияния, остался за бортом. Так, в рамках реорганизации строительного сектора слились проф- училище № 26 и профессиональный лицей№21. Пока никаких обращений в управление образования и науки по по- воду трудоустройства не было. И учебных заведений значительно меньше не станет. Некоторые уйдут с образовательного рынка, но на их ме- сто придут другие. Есть необходимость из двух одинаковых образовательных учреждений сделать одно – мы сделаем. При этом сохраним и учеников, и педа- гогов, и мастеров, и мастерские, и дого- воры с предприятиями. Но базовым при слиянии должно стать то учрежде- ние, где есть все условия для достойно- го обучения. Мы не дерево, мы не стоим на месте. Профессиональное образование Ли- пецкой области очень гибкое, оно при- нимает вызов современной экономиче- ской ситуации. И если промышлен- ность региона сделает какой-нибудь крен, скажем, в станкостроение, то мы будем готовить для этого нужные кадры. Нас упрекают в том, что уходит первая ступень профессионального образова- ния. Это неверно, она трансформирует- ся. По закону у нас в системе СПО есть программы подготовки квалифициро- ванных рабочих (служащих) – это и есть та самая первая ступень. Вторая – подготовка специалистов среднего зве- на. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» из нашего лексико- на должна уйти аббревиатура ПТУ. Нам нужно поменять сложившиеся стерео- типы, мол, первая ступень профессио- нального образования – только для тех, кто не тянет институт или университет. Любая рабочая специальность ни в чём не уступает вузовской. А в некоторых случаях оказывается даже более конку- рентоспособной на рынке труда. Необ- ходимо создать такие учреждения, в ко- торые готовы идти ребята, выбравшие для себя рабочие специальности, а не только те, кто не прошёл конкурсы в вузы. И обеспечить им уверенность в том, что все они смогут быть трудо- устроены с хорошей зарплатой. Но для этого и школа должна усилить свою профориентационную деятельность, чтобы выпускники не ме- тались в поисках «сво- бодного и доступного» вуза, а на худой конец и… профессионального ли- цея, а твёрдо знали, ка- кую специальность хотят приобрести и шли учить- ся целенаправленно. При этом мы стараемся сохранить всю социаль- ную составляющую про- фессионального образования. Один из главных бонусов любого образова- тельного учреждения – общежитие. И иногородние, сельские студенты чаще всего отдают приоритет именно тому колледжу или вузу, где оно есть. Мы вкладываем немалые средства в их со- держание. Акцент на подготовку высококлассных рабочих и служащих в области сделан. Время да и сама техника уже предъяв- ляют к человеку высокие требования. В Липецкой области в рамках реализа- ции программы «Модернизация про- фессионального образования Липец- кой области, 2011–2015 годы» закупа- ется дорогостоящее оборудование. На- пример, в профессиональном лицее №10 города Липецка есть такие маши- ны, которых и на профильных пред- приятиях редко встретишь. То есть мы опережаем время, даём учиться нашим ребятам на станках, которые ещё толь- ко поступают на производство. У нас нет чётких рамок, когда процесс оптимизации будет завершён. Опреде- лённым итогом должна стать схема: работодатель ставит перед учреждени- ями профобразования задачи, кото- рые те выполняют, то есть готовят нужные высококвалифицированные кадры. № 49 (275), 25 ноября – 1 декабря 2013 г. Руслан Владимирович ЛЕВАШОВ, заместитель начальника отдела Управления образования и науки Липецкой области Руслан ЛЕВАШОВ: Профессиональное образование Липецкой области очень гибкое, оно принимает вызов современной экономической ситуации. И если промышленность региона сделает какой-нибудь крен, скажем, в станкостроение, то мы будем готовить для этого нужные кадры
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz