Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

45 культура Т Е А Т Р рискни… пусть он в связке одной с то- бой, там поймёшь, кто такой»? – Пожалуй, верно. Кто стайер, а кто спринтер? «Первых нет и отстающих», продолжая цитировать Владимира Се- мёновича. Просто ты сразу получаешь возможность оценить потенциал члена труппы, чтобы впредь «использовать по назначению». Главные роли – тяжело, конечно. Но ситуация должна им быть близка, поскольку в пьесе действуют, в общем-то, ровесники нашего молодёж- ного состава, их одногодки. Другого склада мышления, другой эпохи – да. – То есть вы признаёте, что «вечные вещи», о которых все ваши постановки, по вашему же собственному свидетель- ству, всё-таки подвержены «возрастным особенностям»? Век веку рознь? Выхо- дит, не так уж и универсальны подразу- меваемые ценности и понятия: любовь и смерть, добро и зло? – Продолжаю настаивать на универ- сальности. Однако мы сталкиваемся в «Квадратуре круга» с иной ментально- стью, присущей именно тому – минув- шему времени. Человек обозначенной эпохи сильно отличается от человека вообще. Почему? Тогда была сделана попытка синтезировать некую новую сущность, полуробота без частной соб- ственности, но с ограниченной свобо- дой, нацеленного на выполнение лишь общественных задач. Как мы знаем, по- пытка не увенчалась успехом, хоть в ней и было много прекрасного. Молодёжь 1920-х горячо верила в идею, соотнося все свои поступки с эталоном советской этики и морали. Твой моральный облик подвергался ежесекундной оценке с точки зрения стандартов коммунисти- ческой нравственности. Сейчас подоб- ных проявлений нет в помине. Будучи сам человеком, рождённым в СССР, я всё это знаю не понаслышке. Каково же было моё удивление, когда я понял: а ведь сегодняшний молодой зритель очень отдалённо представляет, как было раньше, почти сто лет назад. От- куда они должны узнать? И дедов, пра- дедов своих не помним. Не знаем, чем они жили, а значит – не знаем своей истории. Народ, не помнящий своих корней, обречён… Чтобы понять чело- века, необходимо поставить его в какие-то обстоятельства. Вот я и став- лю своих персонажей в некие условные рамки ситуаций, пытаясь докопаться до истины. А условия суровы: тогда, на- пример, и любовь считалась буржуаз- ной ценностью. И упразднялась. А как без неё – она же двигатель всего?! Идео- логией заменить? Воевать с божествен- ным разумом? – У меня складывается ощущение, что в вашей постановке по пьесе Валентина Катаева «Квадратура круга» на первый план выходит воспитательная, даже об- разовательная, функция театра. – Вне всякого сомнения, это так! Ведь юношество не знает, кто такой Ленин. Пришлось включить в пьесу записи ре- чей вождя. Люди уже не понимают того старого языка, оборотов речи – о кол- лективизации и электрификации. Про- бел в образовании, которое щедро пот- чевало детишек этой информацией в школе раньше, таким образом, в опре- делённой степени компенсирует спек- такль. И меня такое положение вещей радует. Только учесть, что многое из «советского» материала канет в Лету, от него ничего не останется за ненадоб- ностью, из-за сухого формального языка, идеологической окраски. Язык Катаева понятен для меня, но эти кли- шированные фразы, мне кажется, не всегда достают до сердец молодых зри- телей. Странный парадокс. Интересно, как он в итоге разрешится? Меня все эти странные парадоксы крайне инте- ресуют, ибо в них кроются секреты пси- хологии человека, которые я хотел бы постичь. Беру комсомольцев – значит, нужно сделать из актёра истинного комсомольца. Устраивали собрания и установили по-пролетарски суровую трудовую дисциплину на репетициях. Подействовало. . Роман ХОМУТСКИЙ, Владимир БОРИСОВ (фото) Сергей БОБРОВСКИЙ: Народ, не помнящий своих корней, обречён… Чтобы понять человека, необходимо поставить его в какие-то обстоятельства

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz