Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
39 культура Т РА Д И Ц И И дони, ему просто так лепить удобнее… Мы все находились в его ауре и под его влиянием… Гункин использовал в своих работах традиционную «поливу» – прозрачное стекловидное покрытие светло-зелёно- го цвета, подчёркивающее пластику игрушки. И хотя сейчас в ходу «цвет- ная» романушка, особенно если речь идёт о городской тематике, барышнях и кавалерах, Елена Смолеевская предпо- читает традиционную палитру. Она смогла найти своё решение: используя новые материалы, добивается эффекта «стекловидности» в глазуровании игрушки, но с более изысканной, тон- кой нюансировкой. Музыка и форма Игрушки художницы, в большинстве своём, «говорящие», музыкальные. Их можно назвать модным нынче словом «окарина», то есть глиняная флейта. На уточке или лошадке с четырьмя дыроч- ками по бокам Елена сама наигрывает весьма интересные мелодии. Каждая её игрушка имеет свои тембр и строй, зву- ки создают настроение архаики. – Когда-то я могла слепить из одного «пельменя»-заготовки разновидности двух или трёх птиц. Сейчас делаю две- надцать разных. И в каждой простой форме-игрушке, барашке, лошадке меня более всего интересует именно звук. На выставке Елены в музее народного и декоративно-прикладного искусства представлены сложные композиции, от традиционных мишек и птичек худож- ница смело вступает в мир концепту- альности и сверхзадач. Идея каждой её композиции не случай- на от самого замысла. Галантный век: барышни и кавалеры ПамятиИванаФёдоровича Гункина. Работы художницы разместились ря- дом с работами учителя, и отличить, кто какую лепил, не так уж и просто. Реконструкция по мотивамнаходок. В витрине одновременно выложены осколки глиняных игрушек, найден- ных на территории Липецка (предо- ставлены Госдирекцией по охране культурного наследия Липецкой обла- сти), и новые, авторские. Елена по- своему реконструировала, додумала архаичные образы и стилизовала свои игрушки в соответствии с пластически- ми пропорциями мастеров древнего мира. Гункин на ярмарке. Композиция из- готовлена для конкурса «Учитель–уче- ник» совместно с ученицей Алесей Гор- деевой, студенткой пятого курса ЛГПУ. Лицо Ивана Фёдоровича легко узнава- емо – и в парной группе «Иван да Ма- рья», и в композиции «Гункин на яр- марке»… Такая вот связь времён полу- чается, три поколения. «Победителю прилично великоду- шие». Цитатой полководца Суворова художница определила свою подачу темы Отечественной войны 1812 года. В центре композиции Кутузов и Напо- леон разыгрывают, сидя за одним бара- баном, шахматную партию. В ту же композицию входит и тема «ка- валергарда век недолог» – гвардейцы и всадники в стилистике романовской игрушки. Есть и лирические акценты, к примеру, барышня пишет письмо. Кстати, эта композиция завоевала вто- рое место на Всероссийском конкурсе «Образы войны и победы Отечествен- ной войны 1812 года», состоявшемся в Москве. Липецкий курорт. «Мне хотелось по- казать прекрасную жизнь, которая плавно проистекает между читальней, Руки ловко мнут глину, и из-под чутких пальцев появляется для начала «пельмень», из него вытягивается хвостик, затем – голова, и через несколько минут на столе возникает трогательная утка-мама с птенцами № 48 (274), 18 – 24 ноября 2013 г. Фото Анастасии ХОХЛОВОЙ Традиционные сюжеты Семейство 400 лет дому Романовых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz