Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
38 культура Т РА Д И Ц И И Рыба, птица, зверь… По словам Елены, она впервые позна- комилась с романовской игрушкой, древним промыслом Липецкого края, когда училась на втором курсе Липец- кого педагогического института. Од- нажды для студентов-художников ор- ганизовали выездную практику в село Пады (часть бывшего села Романово) к Ивану Фёдоровичу Гункину, храните- лю и продолжателю старинных тради- ций народного творчества. Молодёжь устроили во времянке. Во дворе, когда они лепили, сидя под яблоней, рядом с ними прохаживались поросята и куры. Для вдохновения! И было главное – присутствие мастера и его удивитель- ная аура, которая сама «вытягивала» многие работы. – Гункин работал очень быстро, – вспо- минает Елена, – даже стремительно, лепил из глины особого замеса, не тре- бующей выглаживания. И если какой- либо студент за неимением места са- дился далеко от мастера, то просто не успевал проследить за движениями Ивана Фёдоровича, оставалось рассма- тривать готовуювещь и пытаться её по- вторить. Мы все были под большим впечатлением от Ивана Фёдоровича. И многие наши работы просто копирова- ли его стиль и его игрушки. Крестьянские сюжеты – кони, баран- чики, уточки издревле несли и несут в себе сакральный смысл. Они тесно увя- заны с природой и временами года, формируют жизненные акценты, весе- лят и радуют душу. – Глиняные жаворонки–свистульки, так же, как и те, что выпекались из те- ста, приветствовали и «закликали», то есть вызывали приход весны, – расска- зывает художница. –Олень символизи- ровал счастливый брак, медведь с бая- ном – более поздний образ игрушки, возник из наблюдений за ярмарочной жизнью, когда уличные артисты води- ли с собой медведей. Окончив институт и оставшись рабо- тать на кафедре, Елена Смолеевская уже сама привозила к Гункину студен- тов, и, как она вспоминает, это дало но- вый толчок сюжетам известного масте- ра. Из-под его рук стали выходить обобщённые, новые авторские образы. Запряжная «тройка» органично пере- воплотилась в трёхглавого коня, лоша- диный хвост изогнулся и плавно пере- тёк в начало повозки для барышни и кавалера, появился медведь-генерал из стихотворения Некрасова «Генерал Топтыгин»… – В романовской крестьянской игруш- ке всё не случайно и функционально, – продолжает Елена. – Нюансы, разме- ры, пластика. Я сначала удивлялась, по- чему у Гункина такие крупные фигуры, даже свистульки, и только потом поня- ла, что это зависит от размера руки, ла- № 48 (274), 18 – 24 ноября 2013 г. Фото Сергея ЛИТАВРИНА Памяти Ивана Фёдоровича Гункина «Победителю прилично великодушие» Библейский сюжеты. Рождество 400 лет дому Романовых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz