Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

культура В З Г Л Я Д № 47 (273), 11 – 17 ноября 2013 г. 45 ческих вещей, от народной культуры до мощной монументальной композиции, – рассказывает Константин Гадаев. – Вырастить из крестьянского зёрнышка прекрасное древо, обогащённое плода- ми мирового искусства. Он отлично знал наследие крупнейших музеев во Франции, Германии, Индии, Южной Корее, всех главных скульпторов ХХ века… Я бы взял на себя смелость пред- положить, что в основе его творчества был заложен даже не патриотизм, но могучая корневая система. Он терпеть не мог ни в жизни, ни в работе выпячи- вать своё происхождение. Соотече- ственники всегда поднимали его на смех из-за неброской одежды, скромности в быту. Но трепет и тонкость, которые есть в национальной культурной тради- ции, несомненно, вдохновляли его. – Что именно? – Пение – отец прекрасно пел. Литера- тура, поэзия. Отец писал сам. Родным языком для него был диалект осетин- ского языка — дигорский, и именно на дигорском языке его стихотворения в прозе и притчи. В Осетии вышли две книги. К творчеству отца пробуждал зачастую просто самматериал. Ведь его работы не только из бронзы, но и из де- рева, из камня. Когда он был мальчи- ком, ночью сбегал в горы и прижимал- ся к камням. В горах уже холодно, а ка- мень хранит тепло, накопленное за день. В искусстве отца это хорошо про- слеживается: даже камень у него тёп- лый, он хранит энергию солнца. – Известно, что дарование Лазаря Тазее- вича довольно рано получило призна- ние… – Верно, но самый большой триумф ещё в 1978 году стал и самым досадным поражением. Когда в Венгрии, в Буда- пеште он стал лауреатом международ- ной выставки малой пластики, заслу- женную награду на церемонии отпра- вился получать советский чиновник. Впоследствии тоже случались болез- ненные уколы. – В представленных скульптурах можно разглядеть какие-то очень трогательные качества натуры вашего отца, много со- страдания. В конце концов, через эти фи- гуры мы сейчас судим и о личности их создателя, не правда ли? – Совершенно верно. Отец умел щедро делиться этой добротой с окружающи- ми, с миром. В быту он был открыт и миролюбив. Хотя водились у него и враги. Потому что с людьми, которые вели себя скользко и лицемерно, отец неизменно был беспощадно резок. Но стоит ли говорить, что друзей было не- исчислимо больше. Ведь выставки про- ходили по всему Союзу. И там до сих пор оберегают память о Лазаре Гадае- ве. Вот, например, липецкий академик Юрий Дмитриевич Гришко был близок с отцом и вспоминает его с неизменной теплотой. – Вы выбрали в жизни творческую стезю, но не художественную, а режиссёрскую. Пытался ли отец интегрировать вас в про- фессию скульптора в детстве? – Никогда. Если бы для него скульпту- ра была прибыльным бизнесом, то он, конечно, потащил быменя что есть сил. Гордость не позволяла ему самому ис- пользовать свой дар не по назначению. Отец не лепил «ильичей». Мог сделать, скажем, партизана, поскольку его отец, мой дед, погиб в Великую Отечествен- ную, защищая Родину. По крайней мере, я помню, что на компромиссы он в творчестве идти никогда не соглашал- ся и совесть считал главным критерием в работе. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz