Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
33 № 47 (273), 11 – 17 ноября 2013 г. общество М А Л Е Н Ь К А Я Р О Д И Н К А кормила защитников Родины. В 1950 году на пост директора совхоза засту- пил участник Великой Отечественной Сергей Алексеевич Скуратов. При нём в Культуре построили молочный ком- плекс, баню. Была в посёлке и своя на- чальная школа. А ещё клуб, в котором было всегда шумно и весело. Но расцвет своей земли культуровцы связывают с именем Виктора Петрови- ча Киселенко. 1981 год был неурожай- ным, и здешние хозяйства охватила де- прессия. Закончилась она в 1987 году, переломном для всей нашей огромной Советской страны. Именно тогда, с на- значением Киселенко, произошёл ка- чественный скачок в развитии хозяй- ства. Но председатель был не только хорошим хозяйственником, но и орга- низатором великолепным, смотрящим далеко в будущее. Достаточно сказать, что до сих пор, то есть 25 лет, жители посёлка и его гости ездят по асфальто- вым дорогам, которые проложил Вик- тор Петрович. И заасфальтировал он не только главную улицу, но и все даже маленькие проулки. Да ещё и тротуары выложил. А ещё в Культуре в 1989 году в первом населённом пункте Лебедян- ского района в сельские дома поступи- ло голубое топливо. Благодаря актив- ности и прозорливости Киселенко и близости знаменитого газопровода Уренгой–Помары–Ужгород. А ещё при нём здесь появились первые домашние телефоны. Виктор Петрович активно занимался благоустройством, высадил у здания конторы голубые ели и туи, по всему посёлку разбил цветники, по- садил каштаны и алычу. Всё это укра- шает Культуру и по сей день. Плани- ровал Виктор Киселенко организовать в посёлке свой зверинец – мини-зоо- парк, даже клетки для животных заку- пил. Но… Следующим местом его рабо- ты стала родная Черниговская область Украины. А в лебедянской Культуре на- стали тяжёлые времена. – Упадок в нашем хозяйстве начался с девяностых годов, – считает Наталья Павловна Полякова. – Сначала нас де- лили-делили, менялись собственники и руководители. То есть хозяйство рас- качивали, раскачивали, пока оно со- всем не развалилось. Остались только одни мастерские, в которых работают десять человек. Земля перешла в част- ные руки, сдаётся в аренду. Только у не- которых из местных сохранились паи… В те самые провальные девяностые в глубинный липецкий посёлок стали приезжать беженцы из Средней Азии и Кавказа. За счёт них увеличивалась численность населения. Сейчас в Куль- туре прописано 352 человека. Из них более ста постоянно проживает за пре- делами посёлка. Кто-то из местных уез- жает в поисках лучшей доли, кто-то в крупных городах учит своих ребяти- шек, да так там и оседает, да и стари- кам, уставшим от одиночества, порой лучше уехать в семьи своих детей. Так что Культура сегодня – это возрастной посёлок, который правильнее было бы назвать Мультикультура. Потому что тем самым переселенцам ехать, в сущ- ности, больше некуда. Здесь у них рож- даются дети, а у кого-то и внуки. Они получают образование, работают на этой земле, говорят на русском языке также свободно, как и на своём родном, при этом соблюдая свои национальные и религиозные обычаи. Лучше гор могут быть только… спокойствие и мир 22 года назад в Культуру приехала се- мья Наримана Абдулла-Оглы Османо- ва. Этнические азербайджанцы, они бежали из своей родины – Грузии. Сна- чала, правда, Османовы осели на Ал- тае, но потом, соблазнившись расска- зами двоюродного брата главы семей- ства о тишине лебедянских просторов, переехали сюда. Мирный посёлок, за- терявшийся в российской глубинке, пришёлся по сердцу истерзанным вой- ной и бедствиями людям, и они здесь остались. Правда, Нариман Абдулла- Оглы был на некоторое время вынуж- ден уехать в грузинское село Дарбази – в родной земле хотела быть похороне- на его тяжело заболевшая супруга. Вер- нувшись обратно, Османов-старший, как и все мужчины, устроился работать в совхоз. И до сих пор благодарит тог- дашнего руководителя Виктора Петро- вича Киселенко, что дал кров его семье. Когда хозяйство распалось, Османовы переключились на своё личное подсоб- ное хозяйство. Сейчас у него и его де- тей кого только нет – и коровы, и овцы, и куры, и гуси. – Мне здесь очень хорошо. И моим де- тям, и внукам, – говорит Нариман Аб- дулла-Оглы. – Здесь тихо, спокойно, а главное – мирно. Но глаза скучают по горам. Да и воздух здесь другой. Сейчас в Грузию можно спокойно ездить, там могилы предков, жены. Да только здесь родились мои внуки, здесь повзросле- ли и состоялись мои дети. Куда же я, старик, поеду? Здесь – Родина. Жизнь – здесь… Трое детей Османова переехали с ним в Россию, один сын остался в Грузии, ещё один сегодня живёт в Баку. У Наримана сейчас подрастают 16 внуков. – У нас к вам большая просьба, – об- ратился к нам зять Османова Каман- дар Гюлмамедов, муж его дочери Ме- рико. – Мой дед Магомед воевал на фронте Великой Отечественной вой- ны. Пришёл такой израненный, с раз- рушенными рёбрами, из его тела оскол- ки всю оставшуюся жизнь выходили... Он с войны вернулся, а его сын Гаджи – нет. Дед знал, что сын тоже на фрон- те. И всё мечтал с ним встретиться хоть на секундочку. Однажды даже кричал у вагонов ждущего отправки на передо- вую поезда: «Кавказ! Кавказ!». Наде- ялся, что кто-нибудь из сородичей от- кликнется. А ребята всё смеялись ему в ответ, мол, старик, люди воюют, а ты не там свойКавказ ищешь…Мы до сих пор ищем хотя быместо, где похоронен наш герой Гаджи Магомед-Оглы Гюлмаме- дов. Он 1924 или 1925 года рождения, то есть на начало войны ему было лет семнадцать. Сейчас информация рас- пространяется стремительно, быть мо- жет, вы о нём напишете и кто-нибудь откликнется… Нариман Османов и его «империя»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz