Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
32 М А Л Е Н Ь К А Я Р О Д И Н К А общество № 47 (273), 11 – 17 ноября 2013 г. лях, где выращивались новые сельско- хозяйственные культуры, кабачки, зер- новые, помидоры, огурцы, а на совхоз- ном скотном дворе разводили свиней, лошадей, коров. Вот из-за этого мно- гообразия живности и сельхозкультур объединённый совхоз и получил своё название, которое было закреплено и за посёлком. Версия вторая: с давних лет в эти места любила приходить мо- лодёжь на гуляния. А пейзажи здесь, действительно, даже в унылую осень очень привлекательны. Третий вари- ант уводит нас в более древние време- на. Говорят, что некогда на этой земле жила барыня, здешние жители пола- гают, что была она дочерью местного помещика Дурасова. Его центральная усадьба находилась в селе Шовское, а сюда он выселил вышедшую замуж дочь. Как её звали, никто уже не пом- нит. Зато рассказывают, что была она вежливой, воспитанной, образован- ной, чистоплотной, то есть – культур- ной. На её землях выращивали пше- ницу, рожь, огурцы, помидоры, бакла- жаны, турнепс и коноплю, из которой вили верёвки, делали сбруи для лоша- дей. Первые рабочие бараки появились на здешних просторах именно в то вре- мя. Вот из-за барыни-то эти места и по- лучили столь культурное название. С чего начинается Родина Культура, как и положено Родине, на- чинается «с картинки в букваре». В буквальном смысле слова. Первый «культурный» дом, что встречает пут- ника на границе посёлка – библиотека, где на полках стоят в том числе и бук- вари. Мы тоже первым делом вошли в хранилище не только слова, но и исто- рии поселения. Библиотека – это на- стоящий центр Культуры, сюда прихо- дят не только за книгами, а просто по- говорить. Хозяйка книгохранилища Татьяна Колобовникова – просто кла- дезь знаний о людях, живущих на этой земле, причём именно с разговоров со старожилами и начиналась её краевед- ческая работа по созданию Книги па- мяти своего посёлка. ТатьянаИвановна и главный специалист Шовской сель- ской администрации Наталья Павлов- на Полякова и стали нашими гидами… Коренных жителей в Культуре нет. То есть тех, чьи предки жили бы здесь на протяжении, например, ста лет. Так как посёлок молодой, то и населяли его пришлые – кто зачем – люди. Вот и по- лучается, что коренными стали только те, кто рожал здесь детей. То есть пер- вое поколение, родившееся в Культуре, и связало всех единой пуповиной. И те- перь уже не важно, откуда родом пер- вые старики, пришедшие сюда на зара- ботки. Главное, что их дети и внуки – культурные люди. Во время Великой Отечественной вой- ны в соседнем селе Шовское стояла часть Красной армии, неподалёку – в лесу – ещё одна. Оставшиеся окопы на долгие годы были для местных ребяти- шек главным местом игр в войнушку. Но, несмотря на относительную бли- зость врага, работа на земле не прекра- щалась. Конечно, главной тягловой си- лой в сороковые роковые были женщи- ны и дети. Да ещё демобилизованные по ранениям фронтовики. Так за пять военных лет в Культуре сменилось не- сколько председателей совхозов. От большинства из них остались толь- ко фамилии, потому что они работали по нескольку месяцев, а затем кто-то возвращался на передовую или следо- вал дальнейшей указующей линии пар- тии. Колычев, Белов, Титов, Алексан- дров, Крысин, Жанжура. Вот те люди, под руководством которых Культура Культурный летописец – библиотекарь Татьяна Ивановна Колобовникова Культура потеряла многое. В том числе свой хлеб «Памятник» Виктору Киселенко – туи и голубые ели у административного здания совхоза, которого больше нет Жизнь продолжается, и должна она обязательно быть красивой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz