Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

41 культура В Ы С ТА В К А жался до 1931 года. В основу егофондов было положено формировавшееся в те- чение 200 лет частное собрание Шере- метевых. В советское время во дворце находился Арктический и Антарктиче- ский научно-исследовательский инсти- туты. С 1990 года здесь располагался филиал музея театрального и музы- кального искусства. В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Бе- лый концертный зал, где проводятся концерты классической музыки. Шере- метевский дворец «привык» быть му- зеем. Последний из графов Шеремете- вых был историком, он собрал обшир- ную коллекцию западноевропейского, древнерусского, русского искусства. Он же написал историю рода Шеремете- вых. Во время революционной разрухи граф понял: единственный способ со- хранить уникальную коллекцию от разграбления – передать усадьбу совет- ской власти со всеми богатствами. – Собрание вашего музея – уникально. В Липецк вы привезли готовую экспози- цию или подбирали что-то специально для поездки в наш город? – Вся наша музейная работа посвящена не только ахматовскому наследию, её личности и семье, но и исследованию культурно-исторического пласта, эпо- хи, на которую пришлись годы жизни Анны Андреевны. Есть отдельный стенд об Иосифе Бродском, его амери- канский кабинет, переданный вдовой поэта. Мы рассказываем и о Гумилё- вых, Николае и Льве, и о Осипе Ман- дельштаме, и о Михаиле Кузьмине. Ав- тографы, фотографии, графика, живо- пись, личные вещи этих персон и па- мятные предметы – всё нашло отражение в экспозиции. Когда дела- ешь выездную выставку, всегда хочется показать предметы, представляющие глобальную ценность. Например, зна- менитая ахматовская шаль, с которой человеческое восприятие неизменно ассоциирует образ поэта. Это, конечно, не та шаль, которую когда-то подарил Гумилёв, воспел Блок, написал на портрете Альтман. Но, тем не менее, шаль из экспозиции тоже принадлежа- ла Анне Андреевне, мы можем видеть это на некоторых фотографиях 50-х го- дов. Примечателен и ряд портретов Ах- матовой разных лет. Очень ценная вещь – шарж «Альтман, пишущий Ах- матову» 1914 года. Более 70-ти графи- ческих листов показывают зрителю Петербург начала прошлого века вплоть до 1960-х. Представлен доста- точно широкий ряд портретов совре- менников Ахматовой и дружественных ей людей, героев её поэтических произ- ведений. Я думаю, выставка получи- лась познавательной и яркой. – Какие виды работы в современном му- зее наиболее эффективны с точки зрения привлечения публики? Ведь Санкт- Петербург – признанная музейная столи- ца, и конкуренция за посетителя здесь велика. – Вы правы, работать приходится очень изобретательно. У нас действует масса игровых, интерактивных, обра- зовательных программ. Например, очень занятной мне представляется программа «Сундук Шереметевского чердака». Эта игра забавляет и перво- клашек, и людей вполне взрослых. Мы собрали в один сундук совершенно разные вещи: самодельные ёлочные игрушки 30-х годов прошлого века, га- зету «Правда» за 1956 год, подсвечник от венчальной свечи… Участник доста- ёт предмет и придумывает его исто- рию, легенду. Потом всё это органично соединяется со стихотворениями Ах- матовой, с отрывками из воспомина- ний поэта и её друзей – о поколении, о времени. Таким образом, в экспози- ции выстраивается живой вещевой ряд, и через современное к нему отно- шение мы приходим к поэтическим от- сылкам, реминисценциям. Экспози- ция открывается для человека посред- ством его собственных представле- ний, рассуждений, мыслей. Этот вариант работы с посетителями мне кажется очень увлекательным в силу своей игровой формы. Что наша жизнь? Игра! Элемент игры есть и в наших театральных постановках для детей. Представление начинается с ли- тературной викторины в контексте выставки или антуража Фонтанного дома. Погружаясь в материал через игру, ребята лучше понимают спек- такль, поскольку он является некой частью выставки. Мы стараемся моде- лировать пребывание человека в му- зее так, чтобы он втягивался букваль- но с первого шага, открывая для себя новое пространство – и каждый раз по-новому. Поэтому люди к нам воз- вращаются. По многу-многу раз. – С другими музеями дружите? – Безусловно! С некоторых пор очень полюбили выездные выставки. Для нас это важная и захватывающая часть ра- боты. Каждый раз музей показывает часть своих фондов в непривычном контексте. Каждый раз на экспонаты смотрят глаза совершенно разных зри- телей. Нам в свою очередь чрезвычай- но интересно наблюдать за реакцией, за откликом. – Ну, что ж, уверен, что реакция будет од- нозначно благожелательная! Спасибо за экскурсию! . Роман ХОМУТСКИЙ, Дарья ШПАКОВА (фото) «Я надела узкое платье – Чёрный бархат мне грудь прожёг…» «Спадая с плеч, окаменела Ложноклассическая шаль…» № 46 (272), 4 – 10 ноября 2013 г. «…На столе забыты хлыстик и перчатка»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz