Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
10 Фото Николая ЧЕРКАСОВА А К Т УА Л Ь Н О 10 ноября в областном Центре культуры и на- родного творчества прошла премьера опе- рыПетраИльича Чай- ковского «Иоланта». Об этом весьма заметном культурном событии мы и побеседовали с директором Липецкой филармонии Наталией Мекаевой. – Наталия Николаевна, почему выбор пал именно на «Иоланту»? – Это произведение духовное и возвы- шенное. Оно способно сильно влиять на души людей. Низкопробные жанры уже всем порядком надоели. А кое-где даже оперные спектакли пытаются превратить в балаган. Но ведь душа че- ловеческая всегда чувствует, где высо- ко и красиво, а где низко и пошло. «Ио- ланта» – высокая планка, как я уже ска- зала. Вообще, все оперы Чайковского очень светлые. Когда ставили «Евгения Онегина», я видела, что для людей это глоток свежего воздуха. Внутренний мир Татьяны Лариной – дефицитный «материал» в наше время. А внутрен- ний мир Иоланты– и вовсе почти недо- сягаемая величина. Если мы занимаем- ся искусством, то нужно не самовыра- жаться, как мы хотим, а призывать к высокому чувству. Зритель должен ви- деть образцы для подражания. На этом стоит вся русская опера. В русском ис- кусстве душа человеческая, как извест- но, раскрыта в высшей степени. Поэто- му мы – за традицию. Мы должны со- хранять храмовость в искусстве. Отсю- да и берут начало наши знаковые проекты – оратория «Возрождение России», опера «Сказание о граде Ель- це». И вот теперь «Иоланта» – история о чистой, открытой Миру Горнему, де- вушке – своеобразному идеалу, к кото- рому нам всем желательно стремиться. – Но всё же, как вы сформулируе- те главную идею? – По вере вашей да будет вам – вот лейтмотив. Если человек уверует, он постепенно очистит сердце своё, излечится от болез- ней и духовных, и физических. У Иоланты была чистая душа, на эту чистую душу легла твёрдая вера – и она исцелилась от слепоты. – Такая задача по плечу липецким арти- стам? – Более чем. У нас, если можно так вы- разиться, «сошлись» все голоса: пар- тию Иоланты исполняет Елена Баран- чук, партию Роберто – Игорь Пронин, доктора – Сергей Блинков, Водемона – Андрей Герасимов, короля Рене – на- родный артист России Валерий Рад- ченко. Кстати, не так давно, с появле- нием нашей творческой мастерской «Русская опера», Валерий Павлович начал себя реализовывать как оперный певец. Это просто замечательно! У него всегда были оперные данные, но он от- давал предпочтение камерному испол- нительству. Сейчас он с удовольствием учит партии. А образ короля Рене – это прямо-таки его образ. Басы в наше вре- мя – великая редкость. Поэтому Вале- рия Павловича, обладающего прекрас- ным редким басом, мы оберегаем от лишних нагрузок. – Духовные произведения должны ло- житься на крепкую внутреннюю основу. Липецкая публика готова к этому? – Проекты последних лет свидетель- ствуют: народ не просто идёт на духов- ные постановки, он жаждет их. Посмо- трите, какой был аншлаг у того же «Ев- гения Онегина»! «Иоланта» – это вол- шебство. Модест Чайковский – брат Петра Ильича – написал либретто к опере по мотивам сказки «Дочь короля Рене». Это последняя опера Чайков- ского, и в ней, в этой взрослой сказке, нет ни одного отрицательного героя. Светлое произведение и, я бы даже ска- зала, религиозное. Несмотря на то, что врач, который вылечивает слепую Ио- ланту, – восточный персонаж, но вера, которой пронизано действо, отнюдь не восточная, а именно православная. Ведь Пётр Ильич был воцерковленным человеком. Его привела к Церкви се- стра. Он много написал музыкальных произведений для Церкви. Сначала эти творения не принимали, но сейчас они исполняются именно в Церкви. Чтобы достичь так называемого катар- сиса души, необходимо регулярно рабо- тать в этом направлении. И наша задача – постоянно поддерживать «огонёк пре- ображения». В нашу своеобразную Наталия МЕКАЕВА: В искусстве мы должны сохранять храмовость После масштабных проектов Липецкой филармонии в Ельце на берегу Быстрой Сосны и в Липецке на Соборной площади жителей нашего региона, казалось бы, мало чем можно удивить. Тем не менее сюрпризы продолжаются № 46 (272), 4 – 10 ноября 2013 г. «Иоланта» – последняя опера Петра Ильича Чайковского, и в ней, в этой взрослой сказке, нет ни одного отрицательного героя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz