Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

41 общество О Б РА З О В А Н И Е № 45 (271), 28 октября – 3 ноября 2013 г. всем правильно трактуем понятие ин- клюзива, понимая под этим только об- учение одного-двух детей с инвалидно- стью в обычном классе общеобразова- тельной школы. Это более сложная модель. Если дети с нарушением зрения и слуха учатся в одном классе – это тоже инклюзив. Создание специальных классов, или отделений (раньше их на- зывали коррекционными) в общеобра- зовательной школе – это тоже инклю- зив. То есть моделей много. В сентябре вступил в силу новый закон «Об образовании». И в нём впервые звучит понятие «инклюзивное обуче- ние», прописан перечень необходимых условий, чтобы такой вид совместной учёбы детей с разными возможностями здоровья стал возможен. Когда теория превратится в практику? На этот во- прос никто из профессионалов пока конкретно ответить не может. Точеч- ные удары уже есть, опыт накапливает- ся. Но, как утверждают иностранные коллеги, Россия и в инклюзивном об- разовании должна найти свой путь, а не идти уже по проторённой дорожке. По даннымВОЗ, на планете сегодня бо- лее 600 миллионов человек имеют ин- валидность. У каждого десятого – то или иное отклонение в развитии. Но относиться к особенным людям как к равным начали совсем недавно. В Ве- ликобритании только в 1995 году был принят закон о запрете дискриминации инвалидов. А три года назад в королев- стве появился закон о равенстве. Из лексикона англичан уже практически исчезло словосочетание ребёнок-инва- лид. Их называют не иначе, как детьми с особыми образовательными потреб- ностями. И учатся они (в зависимости от состояния здоровья и степени обуча- емости) либо в обычных школах, либо в специализированных. Во Франции с 11 февраля 2005 года ра- ботает Закон о равенстве возможно- стей, в том числе и получения образо- вания. Здесь делают акцент на помощи семьям, где родился ребёнок-инвалид. В Бельгии в регионе Фландрия уже 50 лет плотно занимаются обучением и социализацией детей с патологиями развития. Там работают центры по тру- доустройству инвалидов, где можно по- лучить порядка 30 профессий. ВИталии около 40 лет назад появилось понятие инклюзивного образования. И сегодня там уже никого не смущает, когда за одной партой сидят дети с раз- ным уровнем состояния здоровья. – Италия – одна из первых стран, где по- явились программы по глубокой интегра- ции и социализации инвалидов. Но всё началось с шоковой терапии, – на хоро- шем русском языке рассказывает Вин- ченцо Титоне , неаполитанец, выу- чивший «великий и могучий» сначала в своём университете, а затем в наших МГУ и РГГУ. – В шестидесятые годы прошлого века правительство закрыло почти все специализированные учеб- ные заведения. Детей с инвалидностью перевели в обычные школы. Это был трудный период нашей системы обра- зования. Но сегодня итальянское об- щество воспринимает инклюзив как нечто само собой разумеющееся. При- ехав в Москву, я увидел, что Россия сейчас находится приблизительно на том же уровне, что и Италия 40 лет на- зад. Но ваш опыт обучения и социали- зации детей с ограниченными возмож- ностями здоровья очень интересен. Нам нужно не разделять наши систе- мы, а находить что-то общее, соеди- нять традиции. В Италии принято, что в классе, где учатся 18-20 человек, обязательно должно быть по одному-два ученика с особыми образовательными потреб- ностями. Только тогда в этом классе ра- ботают одновременно два учителя: один – для всех, а второй дополнитель- но занимается и детками с отклонения- ми в здоровье. В липецкой школе №40 статистика такова: из 576 учеников, севших за парты 1 сентября, 38 – с про- блемами слуха. При этом, дети учатся как в совместных классах, так и в спе- циализированных, а на переменах все вместе играют и обедают – то есть пол- ный инклюзив. В Италии около 15 лет назад был при- нят закон, обязующий руководителей предприятий и учреждений различ- ных форм собственности принимать на работу сотрудников-инвалидов. Из каждых пятнадцати работников один может иметь ту или иную степень от- клонения в здоровье. Всем этим пред- приятиям оказывается как государ- ственная, так и муниципальная под- держка. А в Америке начиная с 70-х годов прошлого столетия достаточ- ную господдержку и, конечно же, большую долю вложения частного капитала имеет и само инклюзивное образование. В липецком интернате ребят с патологией зрения учат быть спортивными… умными… … культурными людьми

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz