Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

16 главная тема С М Ы С Л № 44 (270), 21 – 27 октября 2013 г. стороны. От собственного опыта к но- вому знанию – таков был метод, изо- бретённый Львом Толстым и разрабо- танный нами. В основе метода – приближение через художественный текст к собственному опыту. То есть интерпретация сцены произведения как модели реальной жизненной ситуации. И тут мы обра- щаемся к тем тысячам вопросов. В бе- седах на волнующие ребёнка темы рас- крывается его внутренняя вселенная. Эффект был неожиданным. В школу стали приходить родители и жаловать- ся: дети задают дома такие вопросы, на которые взрослые не могут ответить. И вот тогда-то, наконец, возникает кон- такт учителей, родителей и их чад. Все вместе мы работаем над одной-един- ственной задачей – знакомим человека с миром во всех его неожиданных и прекрасных проявлениях. Как-то ко мне подходит маленький внук Егорка. Он узнал, что был такой великий артистШаляпин. Спрашивает: дедушка, а какие бывают мужские го- лоса? Отвечаю: бас, баритон, тенор. Спой! Я изобразил как умел. Поставь Шаляпина! Хорошо, но прежде давай я покажу тебе мир Шаляпина. Начали искать по Интернету. Нашли биогра- фию, массу архивных фото. Послушали «Дубинушку». Внук пришёл в восторг, начал подпевать. Его потрясла опера «Руслан и Людмила». А давай-ка ещё и фрагмент из «Ивана Сусанина» Глинки послушаем. Поставили прощальную арию Сусанина. Егор внимательно слу- шал. А потом плакал. Понимаете, зачем я поведал эту историю? Вот они – ис- тинные примеры нашей великой куль- туры. Да только донести их до малыша нужно правильно, вовремя объяснив непонятное и вовремя раскрыв истин- ный смысл. Шаляпин, Чайковский, Глинка, Суса- нин – сколько новых имён! В толстов- ской педагогике есть такое понятие – эмоциональный опорный сигнал. То, что пробуждает сопереживание. Если такой сигнал поступил ребёнку, он ни- когда уже не забудет его источник. Та- ким образом, знание о внешнем мире превращается в достояние души. Человек пребывает между землёй и не- бом. И это есть единство Божественно- го пространства. Концептуально – ре- бёнок должен быть вписан в него, дол- жен осознавать своё там место. Снова приведу пример. На одном из уроков в цикле «Чаша жизни» мы беседуем о небе – с разных сторон, кто как пони- мает. А после урока я частенько наблю- дал, как дети выходят на улицу и приса- живаются на корточки – рассмотреть, а что же такое земля? И понимают: земля – живая. Система координат определе- на, и человек – интегральная часть её. Также и государство должно осознать своё место и предназначение в данной системе координат. Возрождение нашей национальной культуры и образования возможно только в одном случае – при единстве воли и желания нации возродиться. Национальная идея для нас заключает- ся как раз в уникальном культурном ореоле, и нам суждено нести нашу ис- конную культуру, таков удел России. Но проблема в том, что мы не стремим- ся, не хотим носителями этой самой культуры стать. И на государственном уровне нам не преподносят образец для подражания, модель большой настоя- щей культуры. Язык, на котором с на- родом общаются первые лица и офици- альные СМИ, – это разговор, отчуж- дённый от человека. Всё приобретает лишь формальные внешние очертания: хождения по музеям, театрам да библи- отекам. При всём том народ нищает – и духовно, и материально. В это же самое время повсеместно происходят колос- сальные по своей безнравственности деяния – достаточно посмотреть вы- пуск новостей или пролистать газету, чтобы в этом убедиться. И никто не даёт никакой оценки этим дея- ниям, будто бы так и полагается. Кто как не лидеры государства должны давать оценку? Кто как не они призваны занять высо- кую духовную позицию? Из чего, спрашивается, возникнет национальная идея в полностью лишённой нравственных ориен- тиров действительности? Подводя итог, скажу так: образо- вание без культуры ничего не значит. А культура, повторюсь, – это наше с вами отношение к окружающим людям, природе, самим себе. Нельзя об этом за- бывать. . Беседовал Роман ХОМУТСКИЙ, Владимир БОРИСОВ (фото) плетёная ! тканая ! сварная ! просечно-вытяжная ! нержавеющая ! 100 ИП Чернобровкина Т. В. И на государственном уровне нам не преподносят образец для подражания, модель большой настоящей культуры. Язык, на котором с народом общаются первые лица и официальные СМИ, – это разговор, отчуждённый от человека Возрождение нашей национальной культуры и образования возможно только в одном случае – при единстве воли и желания нации возродиться. Национальная идея для нас заключается как раз в нашем уникальном культурном ореоле, и нам суждено нести нашу исконную культуру, таков удел нашей страны

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz