Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
15 главная тема С М Ы С Л Где искать культуру? – Суть вопроса заключается в понима- нии следующего постулата, – продол- жает Ремизов, – культура зиждется в человеческой природе. Таким образом, для того, чтобы создать благоприят- ную культурную среду в нашем госу- дарстве, необходимо определить глав- ное: что такое культура? Определений этого понятия – десятки. И многие де- финиции сводятся к тождеству вроде «культура – это сострадание», «культу- ра – этонаука слышать другого», «куль- тура – это умение говорить правду». Но на самом деле перечисленное далеко от истины. Даже высокообразованный субъект вполне может страдать бес- культурьем. Всё начинается тогда, ког- да в ребёнке пробуждается потреб- ность жить в согласии с природой, окружающими людьми и самим собой. Это потребность, данная Богом. Родив- шись, ребёнок нуждается в заботе, во внимании, в общении, в любви. В детях момент осознанности своего культур- ного бытия пробуждается в раннем возрасте. Осознанность, в свою оче- редь, даёт возможность развивать соб- ственные потребности и вместе с тем – интеллект. Ведь вся система образова- ния строится на развитии умственных способностей ребёнка. И если обра- титься к программам по математике, по рус- скому языку для на- чальной школы, мы увидим: в наши дни всё это составлено на непонятном, чуждом для ребёнка языке. Мы учились на другом языке – более живом и доступном, бо- лее пригодном для детского восприя- тия. Притом мы решали те же задачи, отвечали на те же вопросы. Но наука совершенствовалась, вузы выпускали квалифицированные кадры, НИИ ра- ботали, ракеты летели в космос. Сейчас же – буквально со школьной скамьи – система изначально отделяет способ- ных понимать сложный академиче- ский язык учеников от менее одарён- ных. Образованным человек становит- ся, если у него заботливые и неглупые родители и репетиторы. То есть мы априори ставим крест на большей ча- сти подрастающего поколения? Систе- ма образования не имеет права волком смотреть на ребёнка, который не в си- лах усваивать огромные массивы зна- ний. И здесь на первый план выходит учитель, его степень участия, уровень его культуры. Снова возвращаемся к понятиюкультуры. Культура – отноше- ния людей между собой. Они должны стремиться к гармонии вне зависимо- сти от уровня образованности. А как зачастую случается – этого ученика лю- блю, этого не люблю, этот хороший, этот хулиган. Идёт разбрасывание че- ловеческими душами. Через опыт души – Вспоминаю экспериментальную тол- стовскуюшколу в Ясной Поляне, одним из родоначальников которой я с гордо- стьюсебя называю, – говорит создатель «толстовских школ», несколько десяти- летий назад появившихся в нашей стра- не. –Мы ввели такие занятия, как этика поведения, этикет… Рассказываем уча- щимся об изысканных манерах и по- том… на переменах наблюдаем, как они в школьном дворе выламывают кустар- ник и вытаптывают цветы в палисадни- ке. Значит, что-то мы делаем не так. В качестве примера я мог бы привести историю одного мальчика – хорошо воспитанного, тактичного, вежливого, но оказавшегося необычайно жесто- ким. Когда мы задумались над возник- шим несоответствием, пришли к мне- нию: надо идти изнутри. То есть не скармливать детям своё понимание мира, но помочь им сформировать своё собственное. Я записал несколько ты- сяч вопросов, которые задают дети в возрасте от четырёх до десяти лет, и на базе накопленного материала создал предмет «Чаша жизни», включающий четыреста шестьдесят две темы. Что оз- начает это не вполне привычное для учебного предмета название? На лите- ратуре мы обсуждаем литературных ге- роев, на истории постигаем прошлое. Всё хорошо, полезно, нужно. Но к соб- ственной жизни ребёнка отношения не имеет. Оннакапливает впечатления, хо- чет говорить о них, общаться, спорить, соглашаться, но на основе своих лич- ных переживаний. Традиционно в шко- ле эту потребность учащийся реализо- вать не имеет возможности, он не мо- жет выразить себя как личность. Так вот, задача нашей «Чаши жизни» – по- зволить ребёнку развернуться в разные № 44 (270), 21 – 27 октября 2013 г. В толстовской педагогике есть такое понятие – эмоциональный опорный сигнал. То, что пробуждает сопереживание. Если такой сигнал поступил ребёнку, он никогда уже не забудет его источник. Таким образом, знание о внешнем мире превращается в достояние души Культура – отношения людей между собой. Они должны стремиться к гармонии вне зависимости от уровня образованности. А как зачастую случается – этого ученика люблю, этого не люблю, этот хороший, этот хулиган. Идёт разбрасывание человеческими душами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz