Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

14 главная тема С М Ы С Л В рамках недавно завершивше- гося фестиваля «XXIX Ли- пецкие театральные встречи» на научно-практической кон- ференции Виталий Борисо- вич Ремизов представил доклад «Лев Толстой и проблемы культуры в совре- менном обществе». Чтож, современное общество и культура – темы, без кото- рых наш журнал попросту немыслим. Вместе с Виталием Борисовичем мы рассуждаем о судьбоносной роли поня- тия «культура» для жизни российского социума вообще и для национального образования – в частности. Монолог Ремизова – это возможность для каждого читателя самостоятельно, внутри себя, задать волнующие вопро- сы нашему собеседнику, поспорить или согласиться. И, разумеется, сделать собственные выводы. Состояние болезни – Сейчас принято «лепить» классику к современности, – начинает разговор, усмехаясь, Виталий Борисович Реми- зов, – ко всем нашим бедам и невзго- дам. Но я искренне убеждён, что как раз в контексте именно проблем куль- туры такой дискурс очень актуален. Почему? Только несколько лет назад с приходом Патриарха Кирилла право- славная церковь заговорила о необхо- димости нравственного воспитания молодёжи. Сразу возникает вопрос: а чем же раньше занималась церковь? Разве укрепление нравственности – не основная её функция? Связь человека с Богом ижизнь по Божьим законам – не оплот ли нравственности? Возможно, по ряду причин эта миссия храма не была столь ярко выражена, православ- ная церковь пребывала сама в себе. Мне приходилось вести дискуссии с коллегами-протестантами, философа- ми протестантской ветви христиан- ства, с клерикалами на конференции, посвящённой взаимоотношениям уче- ния Толстого и протестантизма. Мне стало понятно: некоторые проблемы существования человека заключаются в рамки узкого прагматизма. Идея о том, что мы милы Богу и поэтому живём хорошо, сама по себе не нова. Поэ- тому не стыдно жить хо- рошо и богато – это нис- послано свыше. Однако такая теория не показа- лась мне столь уж одно- значной. Что касается ка- толицизма, – он ещё более падок на стремление осов- ременивать религиозную практику, транспонировать её на се- годняшний язык с введением в бого- служение чуть ли не элементов развле- кательного шоу. Приблизиться к чело- веку, безусловно, хочется; хочется быть более понятными… Вспомним советскую эпоху. Идеоло- гия проецировалась централизованно посредством комплекса различных мероприя- тий. Они иногда облада- ли способностью прини- мать формы жизни: ты октябрёнок, потом пио- нер, комсомолец, комму- нист. Брали массово- стью: вывозили на экс- курсии по памятным местам, органи- зовывали походы в театр, музеи. Вроде бы такие меры должны были работать на взращивание культуры личности, её духовное совершенствование, образо- ванность. Однако в одночасье всё раз- летелось в пух и прах, ничего не оста- лось – ни от идеологии, ни от системы мероприятий. На смену подоспел неве- роятный сгусток негативной информа- ции извне, такой груз психологическо- го давления, что человек просто не вы- держал. А молодой человек не просто не выдержал, но и не был готов и не за- хотел сопротивляться. Ему предложи- ли формы самоопределения в мире, не требующие ровным счётом никаких усилий. По причине катастрофической необразованности, с одной стороны, и отсутствия внутренней культуры – с другой, люди лишились всяких духов- ных ориентиров. Та информация, ко- торую молодёжь получает в школе, – насквозь лжива. Интерпретация исто- рических событий – однобока и узка. У руля образования – деятели тоже сла- бо компетентные и неграмотные. Об этом можно судить по инициативам, которые посылаются «сверху». Когда Владимир Путин недавно проводил большое совещание по культуре, он признался: давно этого не делал, с 2007 года. Президент говорил, как важна культура, говорил, что отечественная культура – наше главное достояние, именно она цементирует международ- ный авторитет страны. Озвучивалась и мысль о том, что необходимо обеспе- чить доступ в музеи, галереи, библио- теки, театры. И тогда, якобы, культура появится сама собой. Не появится. То же самое и с церковью: ни создание школ, ни духовное просвещение моло- дёжи вовсе не гарантируют рост нрав- ственного потенциала общества. № 44 (270), 21 – 27 октября 2013 г. Всё начинается тогда, когда в ребёнке пробуждается потребность жить в согласии с природой, окружающими людьми и самим собой. Это потребность, данная Богом. Родившись, ребёнок нуждается в заботе, во внимании, в общении, в любви. Момент осознанности своего культурного бытия в детях пробуждается в раннем возрасте Виталий Борисович Ремизов с супругой Система образования не имеет права волком смотреть на ребёнка, который не в силах усваивать огромные массивы знаний. И здесь на первый план выходит учитель, его степень участия, уровень его культуры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz