Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
культура В Е Р Н И С А Ж 46 Юбилейная – Выставка – определённый экзамен для художника, – делится впечатления- ми после открытия виновник торже- ства. – К тому же ты имеешь шанс встретить людей, с которыми не стал- кивался годами. Оттого вдвойне ра- достно. Оптимизмом заряжает и хоро- шо составленная экспозиция. Хочется поблагодарить Олега Кузина, липецко- го живописца и моего друга, который практически в одиночку занимался компоновкой и развеской работ. Я ни- когда не показываю публике свою вну- треннюю кухню, картины, в которых сомневаюсь. Возможно, поэтому в экс- позиции нет неровностей. Под всеми вещами, здесь находящимися, я подпи- сываюсь. Конечно, не удержался от со- блазна создать несколько полотен спе- циально для этого события, но на фоне других, проверенных временем, те по- блёкли: сразу стало видно, что они тре- буют доработки. Сам не понимаю, ка- ким образом получаются удачные ра- боты, чувствую себя в определённом роде инструментом. Как только я пыта- юсь намеренно что-то выстроить, не- медленно выходит банальность – стыд- но показывать! А что касается целост- ности выставки, как её видят люди… Здесь присутствует один интересный аспект, даже проблема. Автопортрет- ность. Имею в виду своеобразный ка- нонический стиль, который вырабаты- вается со временем у большинства ху- дожников. Хотя, если честно, я об этом стараюсь думать меньше всего. Оно само собой как-то так выходит. Я на- блюдаю вокруг, смотрю по сторонам, впитываю, подобно губке, и выплёски- ваю увиденное на холст через призму своего восприятия. Вспоминаю вы- ставку Модильяни в Москве, – ходил туда ежедневно, как на работу. И напи- сал несколько полотен, находясь под глубоким впечатлением от искусства великого мастера, от его манеры пись- ма. И так хотелось разгадать структуру его мышления. В какое-то мгновение будто сам перевоплощаешься в про- славленного мастера, понимаете? Ама- део Модильяни – один из тех живопис- цев, которого я, что называется, шку- рой чувствую. – Кто ещё повлиял на вас? – Если говорить о предпочтениях в изобразительном искусстве, то кроме Модильянифаворитами на все времена могу назвать Врубеля и Бальтюса, в зрелом творчестве –Климт, Сутин. В юности увлекался и находился под вли- янием Брюллова, Серова и Репина. Главнымхудожникомже дляменя всег- да остаётся Матисс. Но он, конечно, не- досягаемая величина. – А когда вы «влезаете в шкуру» кого-то из любимых авторов… – …всё равно остаюсь собой. Яже не ро- дился, предположим, в семье Модилья- ни, не воспитывался в его эпоху, не про- шёл ту же школу. Просто пробую вос- создать тип художественного мышле- ния. Меня каждый раз этот процесс просто ошеломляет и не может не от- разиться на всём, что я делаю. Резуль- тат – на стендах выставочного зала. «Самый строгий критик – всё равно я сам» – Уверен, многие опытные авторы, пусть и не всегда готовы признаться, но тоже играют в эту игру с перевоплоще- нием. Сегодня здесь много ваших кол- лег, и могу свидетельствовать, что ред- ко встречал среди работников творче- ского цеха такое единодушие: всем экс- позиция нравит ся . Почему вы интересны профессионалам как про- фессионал? – Возможно, потому, что активно не участвую в художественной жизни об- ласти, как быпарадоксально это ни про- звучало. Меня нет в распрях и интригах, у меня нет заинтересованности в том, чтобы занять здесь какую-то нишу, я не требую к себе повышенного внимания или привилегий. Формально я с липец- кой организацией Союза художников в последние годы связан только ежегод- ным членским взносом. Изредка уча- ствую в коллективных выставках, когда наездами случается бывать в Липецке. Просто, наверное, не успел надоесть, на- скучить. Я же себя не могу со стороны оценить. Хотя отношусь к себе весьма критически. Смотрю на вещи с точки зрения «удалась – не удалась» и полага- юсь только на чутьё и своё мнение. Ведь самый строгий критик – я сам. – Что объединяет все отобранные на вы- ставку произведения? Походив по залу и побеседовав с гостями, часто приходи- лось слышать слово «ирония». – Да, соглашусь. Ирония в моём харак- тере. Я довольно саркастически настро- енный человек. Но сарказм мой никого не задевает, ничего личного. Да и если обижается кто-то – хороший способ проверить друзей на прочность. Те, кто не понимает иронии, попросту отсеива- ются из моей жизни. Это такая, знаете, «довлатовщина», что ли… Причём Сер- гей Довлатов – не самый главный пер- сонажнамоей книжной полке, но черты его литературных героев я в себе, тем не менее, легко обнаруживаю. Александр Коновалов. «Икарушка» Значительную часть выставки составляют работы из цикла «33», который представляет собой тридцать три портрета: человеческие лица, объединённые сроком земной жизни и ликом Христа № 4 (230), 28 января – 3 февраля 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz