Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

38 культура В Ы С ТА В К А извести грамотную селекцию среди двад- цати тысяч единиц реестра музейного хранилища, необходимо при том доско- нально владеть историей обозреваемого периода. – В нашем учреждении хватает энтузи- астов и специалистов узкого профиля, владеющих тонкими познаниями в специфических отраслях искусствове- дения. И это, безусловно, коллектив- ный труд. Хранители, реставраторы, исследователи – все мы соединили наши усилия для реализации проекта. Замечу, что трудился творческий кол- лектив больше года. – В трёх залах художественного музея представлены произведения, относящи- еся к совершенно разным иконописным школам и традициям. Вправе ли мы гово- рить о некой преемственности, или же каждая эпоха характеризуется сугубо ин- дивидуальными отличительными при- знаками? – Цель выставки – раскрыть предло- женную тему. И данным обстоятель- ством мы – к сожалению или к счастью – были сильно ограничены. Для того чтобы отобразить преемственность в иконографии, экспозицию следовало формировать исходя из иных принци- пов. Прежде всего, мы обращаем вни- мание на иконы разных эпох, в центре выставки вообще находится живопис- ное полотно с изображениемСерафима Саровского кисти художника Мухина. Да, мы можем соотнести работы, дати- рующиеся XVI-XX веками, и обнару- жить в них характерные мотивы и ма- неру. Хотя и не в такой мере, как это можно было бы проследить на специа- лизированной выставке, посвящённой развитию древнерусского искусства. – Даже если и так, мы всё равно имеем редкую возможность увидеть собствен- ными глазами довольно старые произве- дения. Интересно было бы узнать, а какие же иконы здесь наиболее ценны с точки зрения их возраста и уникальности? – К сожалению, во времена Советского Союза многие и многие ценнейшие об- разцы были уничтожены. Так что лю- бая старинная икона – на вес золота. По понятным причинам, образ, написан- ный в XVI веке, являет собой настоя- щую жемчужину – таковых сохрани- лось значительно меньше, чем создан- ных позднее, например, в XIX столе- тии. Казалось бы, совсем ещё недавно иконы XVII века для музеев не пред- ставляли особой ценности, за ними не охотились, не принимали в фонд. Счи- талось, что это уже не искусство. Одна- ко в течение пятнадцати-двадцати лет ситуация коренным образом поменя- лась. Сейчас многие центральные му- зеи полцарства отдадут за иной экзем- пляр XIX века! Подчас они, действи- тельно, неповторимы. Но самые ран- ние образцы красноречивее всего отображают истинные идеалы русской иконописной традиции. К сожалению, с течением лет мастеров, которые мог- ли бы соответствовать высочайшему уровню иконописцев древности, всё меньше. Кстати, быть иконописцем и быть монахом – это не два обязатель- ных условия. Так, Дионисий жил как № 38 (264), 9 – 15 сентября 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz