Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
41 гид И С Т О Р И Я Вокзал как центр культуры и духовности Говорят, что город начинается с вокза- ла. А в 1897 году ещё прошёл первый поезд из Москвы в Раненбург. Это со- бытие стало важным для города. В 1898 году на месте старого, деревянного, было построено новое каменное зда- ние вокзала. Старожилы рассказыва- ют, что вокзал был сделан по последне- му слову техники XIX века. Здесь было два зала. Зал 1-го класса был на месте современных технических служб стан- ции. Здесь размещались ресторан, бу- фет, огромный аквариум. На окнах и дверях 1-го класса были повешены бархатные гардины. По углам расстав- лены пальмы. На фасаде здания, в про- ёме окон, были установлены часы и ко- локол. Перед приходом поезда в залы входил дежурный и оповещал о при- ближении состава. Образную и красочную картину той поры дал в своих воспоминаниях Ни- колай Орестович Попов – первый ра- ненбургский аккомпаниатор немых фильмов и друг кассира станции Ан- дрея Никифоровича Спиридонова: «Как на спектакль ходили горожане – встречать пассажирский поезд. Неви- даль была для горожан – железная до- рога. На паровоз смотрели как на чудо! «Как же он держится на рельсах?»… Смоленский пассажирский приходил к 4-м часам вечера… В этом часу на вокзал выстраивалась настоящая демонстра- ция жителей: чудо техники увидеть, на пассажиров разных посмотреть и на концерте поприсутствовать. Первое время прибытие поезда сопровожда- лось скрипичным и духовым орке- стром». В России очень часто вокзал служил одновременно концертным залом, ка- кие в настоящее время устраивают в Германии, Франции. Торжественные марши звучат под сводами залов Пе- тербурга и сегодня. В новом каменном здании вокзала про- ходили богослужения, где почти посе- редине зала было выделено специаль- ное место, отмеченное красной плит- кой. Житель города В. Н. Подзоров вспоминает, что в здании вокзала стоя- ла икона Боголюбивой Божией Мате- ри, было множество свечей в больших подсвечниках, которые горели всё вре- мя, даже в отсутствие службы. Регентом станционного хора был Алексей Дми- триевич Левитов – известный ранен- бургский музыкант, педагог, скрипач. В станционном хоре часто выступал за- мечательный церковный певец Тимо- фей Алтухов, который славился густым бархатным басом. По рассказам горожан, служащих на станции Раненбург было немного, все жили одной семьей, а в отношениях их царила простота, независимо от слу- жебного положения. Рядом с вокзалом сохранился дом, в котором, по воспо- минаниям В. П. Шлыкова: «Испокон века жили служащие железной дороги. Ледник, забор, сараи. Здесь сдавали комнаты начальнику, телеграфисту, грузчику, жандармам, сторожам. Этот дом абсолютно идентичен дому на стан- ции Астапово, где в 1910 году остано- вился Лев Толстой. Это древнейшее строение на вокзале и, скорее всего, единственный аналог здания музея Льва Толстого». Кинематографисты и марксисты Служащиежелезнойдороги былилюдь- ми просвещёнными и образованными для своего времени. Так, в 1914 году Ан- дрей Никифирович Спиридонов – кас- сир станции Раненбург – купил одноэ- тажное каменное здание на улице Кре- постной (ныне Ленина) и отделал его под первый в городе кинозал на 200 мест сфойе ибуфетом. Над входомсделал вы- веску с названием кинотеатра – «Сине- ма». За новыми картинами он лично ез- дил в Москву. Он же открыл в 1909 году на центральной улице города – Козлов- ской (ныне Советская) фотостудию, – и в фондах краеведческого музея до сих пор хранятся снимки раненбуржцев с именным оттиском Спиридонова. А инженер путей сообщения Георгий Фаветович Прокопович в 1905 году ор- ганизовал марксистский кружкок в Ра- ненбурге. До этого он окончил инсти- тут инженеров путей сообщения в Пе- тербурге и был назначен помощником Бывшее фотоателье Спиридонова(современный ЗАГС) Николай Павлович Никитин – учёный, писатель, уроженец Раненбурга № 36 (262), 26 августа – 1 сентября 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz