Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
39 гид И С Т О Р И Я Российские железнодорожники носили красивые тужурки, перехваченные поя- сами, которые различались у представи- телей разных кампаний. Станционные служащие гордились своей профессией. Начальники станций лично присутство- вали при отправлении поезда. Большинство веток в России были по- строены на частный капитал. Самым известным железнодорожным магна- том слыл Савва Мамонтов – человек, успешно занимавшийся и бизнесом, и искусством. Русский Монте-Кристо История железных дорог линии Рязань – Козлов была связана с именем про- мышленника, сколотившего немалый капитал на постройке новых путей – ПавломГригорьевичемФон-Дервизом. Сын директора Гатчинского сиротско- го института, уроженец Лебедяни Ря- занской губернии, он был талантлив, предприимчив, но не обладал крупны- ми капиталами. Стечение обстоя- тельств помогло ему стать одним из бо- гатейших людей России. Он в 1859 году совместно с другими предпринимате- лями получил концессию на постройку железной дороги отМосквы до Сарато- ва через Рязань и Моршанск, с ветвью на Пензу. Собрать капитал на построй- ку этой линии не удалось, и она была доведена только до Рязани. В то время вся русская железнодорож- ная сеть состояла из нескольких линий, протяженность которых к концу 1863 года составляла всего 3254 версты. Нужда в постройке новых железных дорог была так велика, что правитель- ство предоставляло предпринимате- лям всевозможные льготы, но строи- тельство новых линий долго не удава- лось продвигать дальше. В конце 1863 годаФон-Дервиз возбудил ходатайство о предоставлении ему пра- ва постройки дороги от Рязани до Сара- това через Козлов (ныне Мичуринск) и Тамбов на капитал английской компа- нии «Ленга». Затем, учредив акционер- ное общество в России, он собрал капи- тал частично в Англии, а частью в Гер- мании. Это было нелегко, так как ино- странные банкиры очень недоверчиво относились к нашим железным доро- гам. Но Фон-Дервизу удалось убедить инвесторов в перспективах приобрете- ния облигаций будущей дороги. Кон- цессия на постройку Рязанско-Козлов- скойжелезнойдорогибыла дана 12мар- та 1865 года. Облигации нового пред- приятия были реализованы в очень короткий срок, «за весьма дорогие ко- миссии». Постройку дороги Павел Гри- горьевич провёл с небывалою быстро- той: вся линия была построена и откры- та для движения менее чем за полтора года. Железнодорожная «стезя» при- неслаФон-Дервизу колоссальное состо- яние, а самон вошёл в числобогатейших людей России. Помимо нескольких имений в Рязанской области семья вла- дела недвижимостью в Москве и Петер- бурге, Франции иШвейцарии. От Рязани до Козлова на паровозе Рязанско-Козловская дорога прошла по направлению, по которому издавна шёл главный гужевой путь из юго-вос- точных степей в Москву. Заменив со- бою этот путь, железная дорога стала одной из самых востребованных в стране. Перевозка хлеба обеспечила ей с первого же года эксплуатации значи- тельный доход. В 1867 году она состав- ляла 7 процентов на акционерный ка- питал, в 1868 году – 15 процентов и 1869 году – 18 процентов. В самые первые годы грузы к дороге подвозились с дальних расстояний – до 200 вёрст, и их было так много, что справиться с большим потоком не уда- валось. Поэтому на казённые средства состоялось устройство второго пути на этой линии. Она была открыта 1 июня 1870 года, и с той поры Рязанско-Коз- ловская дорога стала одной из основ- ных по своей пропускной способности. В год открытия железной дороги её па- П. Г. Фон-Дервиз Железнодорожная облигация № 36 (262), 26 августа – 1 сентября 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz