Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

36 культура Т Е А Т Р ственную внутреннюю оценку своей де- ятельности, которая кардинально мо- жет отличаться от оценки, которую дают мне мои начальники или зрители. Моя система оценочных координат об- ладает очень чёткими и точными, как скальпель хирурга, критериями. Всё, что происходит в театре, для меня явля- ется подвигом – пусть такое слово не прозвучит высокопарно. И оценивать приходится прежде всего себя. Что во- все не подразумевает неизменно выс- ший балл. Значит, я в процессе решения коллективных задач знакомлюсь с са- мим собой неизвестным. Ставлю себе субъективные оценки. – Получается, что фраза «театр – это жизнь» в ваших устах не звучит такой уж помпезной, а, наоборот, приобретает максимально конкретный смысл? – Здесь нет ни натяжки, ни бахвальства, ни позы, – улыбается юбиляр. – И нет героизма. Это естественное стремление для меня, как для человека. – Как же? Где подвиг, о котором вы гово- рили, героизм? – Подвиг может быть тебе не по силам. Взятие очередной высоты – это всегда преодоление самого себя. Я когда-то себя вообще не мыслил в рамках театра стационарно. То есть на постоянной ре- жиссёрской должности. В пространстве свободной реализации, путешествую- щим от одной сцены к другой – сколько угодно. А вот ежедневная «повинность» руководителя отпугивала: ответствен- ность за целый коллектив, перманент- ное нахождение в эпицентре противо- борства многих человеческих душ, по- рой переходящих границы всех нрав- ственных категорий… Ведь театр – и не для кого это не секрет – представляет из себя некий зверинец странных болез- ненных амбиций… Удивительно, навер- ное, слышать подобное от человека, пребывающего в моём статусе. Но если в юбилей можно говорить относитель- ную правду, то именно сейчас на пороге своего пятидесятилетия я себе её – очень дозированно – позволяю озву- чить. Ведь все мы стремимся создавать иллюзии, а моя профессия тем более связана со способностью имитации, об- мана, мимикрии. Я могу подвести чело- века к тому, что он будет смеяться или плакать в ситуации, которую я по щелч- ку пальцев смоделирую на сцене – тех- нология мне известна. И это почти дья- вольский процесс искусственного по- вторения и воспроизведения естествен- ных законов природы. Театральный мир с виду может показаться очень се- мейным. Мы же называем театр домом, а уж провинциальный театр – в пику столичному – вообще считаем храните- лем исконных традиций. Отчасти это действительно так – в лучших своих проявлениях. Тем не менее каждый день ты сталкиваешься с завуалированным человеческим нездоровьем. И главный режиссёр неизменно оказывается в цен- тре событий. Мой идеал – чтобымы все, подобно социалистам, были равны в этом процессе. Театр – модель малень- кого государства. И если ты в государ- стве – первое лицо, то хотя бы в своих намерениях желай всем жителям госу- дарства быть духовно выше, чем они есть сейчас. Это и является творчеством. Принцип Мюнхгаузена, который сам себя вытягивает за косичку. Я пытаюсь самне утонуть и одновременно пытаюсь дать ещё кому-то такой шанс. Для меня здесь заключено ещё больше творче- ства, чем просто в создании спектаклей. – Худрук областного театра – должность, в общем-то, не маленькая. Занимаясь своим делом, вы, как видно, склонны формулировать целую философскую по- доплёку, обоснование своему призва- нию. Такое качество начало проявляться у вас ближе к пятидесятилетней мудро- сти или же было присуще всегда? – Скорее, я бы назвал это системой са- мовоспитания. То, что заложили в меня ещё мои родители, общественный строй, социум, друзья, глубокие книги. Есть нечто внутри, ведущее нас. Кого-то № 36 (262), 26 августа – 1 сентября 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz