Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
23 гистралях» нормы допустимой концен- трации взвешенных веществ в воздухе превышаются в 1,5-4 раза! Вот вам и результаты неосмотритель- ности на местах. Откуда селяне знают, с чем прибыл грузовик? На непосвящён- ный взгляд, шлак – он и есть шлак. Ан нет. Только в управлении экологии и природных ресурсов Липецкой области распознали подмену со стороны метал- лургов и немедленно забили тревогу. – Письма за подписью начальника на- шего управления и первого заместите- ля главы администрации отправились всем главам сельских поселений, где требовалось «подлатать» дорожное по- лотно, – рассказывает эколог. – В тек- сте мы предостерегали от использова- ния пылевидной фракции. Также мы обратились с просьбой сигнализиро- вать нам о местах хранения и отгрузки мелкодисперсного шлака для того, что- бы можно было осуществлять своевре- менный контроль качества атмосфер- ного воздуха. Более того, систематиче- ски управление устраивает кустовые совещания, где мы неизменно обраща- ем внимание на возникшую проблему. Печально, но не все пожелали восполь- зоваться нашими рекомендациями. Так, один из глав сельских поселений в Липецком районе был привлечён к ад- министративной ответственности за неосуществление производственного контроля в ходе работ по благоустрой- ству территории. Тем не менее наша ра- бота возымела и позитивный резуль- тат: многие главы стали отказываться от мелкодисперсной фракции. Более того, даже не заказывают этот пресло- вутый «плавильный щебень» для нужд своих поселений. Благоустройство – почему Елена Викто- ровна употребила именно это слово, а не строительство, на- пример. Ведь подра- зумевалось улучше- ние дорожного по- лотна. Давайте обра- тим внимание на данное несоответ- ствие. По словам за- местителя начальни- ка управления эколо- гии и природных ре- с ур с ов , в с в оих комментариях пред- ставители НЛМК не- однократно ссыла- лись на наличие у них соответствую- щих заключений, позволяющих ис- пользовать сталеплавильный шлак (щебень) в дорожном строительстве. Однако понятие строительство подра- зумевает капитальное сооружение объектов, оно чётко регламентирова- но в градостроительном кодексе. Что- бы строить, необходимо получить раз- решение, подготовить проектную до- кументацию… В то время как меропри- ятие по благоустройству – и создание дорожных покрытий как раз входит в число таковых – никакой проектной документации не требует, а значит, по существу строительным актом не яв- ляется. Согласно приказу Минрегио- на, если применяются сыпучие веще- ства, они обязательно должны быть соединены с вяжущими элементами. По мнению специалистов НЛМК, в та- ком качестве выступает вода, которая якобы может зацементировать мелко- дисперснуюфракцию. Практика же – а с ней не поспоришь – показывает: естественные атмосферные осадки ни- как не способны «сцепить» пыль и пе- сок . Против природы, как говорится, не попрёшь. Другое дело щебень: он более крупный и имеет пористую структуру. – Таким образом, для благоустройства мелкодисперсная фракция не может быть использована по закону, – отме- чает Елена Бадулина. – Нарушается ка- чество воздуха. Это подтверждено ла- бораторными исследованиями. Из чего же на самом деле сделаны ли- пецкие хайвэи, мы осведомились у на- чальника управления дорог и транс- порта Липецкой области Валерия Ива- новича Елфимова. Оказывается, чёткое понимание относительно пригодности того или иного материала сформирова- лось уже очень давно. – В дорожном строительстве использу- ются исключительно доменные шлаки, сталеплавильным нет места на дороге, – утверждает Валерий Елфимов. – Ещё в 80-х годах был поставлен экспери- мент по внедрению сталеплавильного шлака, однако такая технология пока- зала себя полностью неэффективной, дорожное полотно стремительно раз- рушалось ввиду значительной насы- щенности металлическими включени- ями. Шлак хорошо собирает воду, и процесс окисления металла в теле до- роги приводит лишь к образованию трещин. А вот с применением доменно- го шлака выполнено около 70 процен- тов всех областных транспортных ар- терий. Подводя итог этого непростого разго- вора, Елена Бадулина указала на ряд осложнений, мешающих немедленной «очистке от шлаков». Что препятствует окончательному и бесповоротному принятию решения по поводу сомни- тельного шлака, мешающего дышать полной грудью жителям сёл региона? –К сожалению, НЛМК является объек- том не регионального, а федерального надзора, – сообщила Елена Викторов- на. – В силу требований законодатель- ства мыне вправе осуществить там вне- плановую проверку. Тем не менее сей- час наше управление уже начало реви- зии совместно с природоохранной прокуратурой, в ходе которых выявил- ся ряд нарушений, касающихся и пере- работки шлака, и несанкционирован- ного сброса значительных объёмов не- ликвидных фракций на почву. Проку- ратура подала иск в суд о ликвидации незаконных свалок сталеплавильного шлака. Ещё одна наша беда: исследования по влиянию этой пыли на организм чело- века ещё не проводились. В задачи на- шего управления не входит оценка вре- да для людей встречающихся в атмо- сфере элементов. Но несложно прийти к логическому выводу: почти четырёх- кратное увеличение предельно допу- стимой концентрации шлаковой пыли в воздухе, безусловно, таит опасность. Ведь главное, что влияет на здоровье, – вода и воздух. Поэтому выводы де- лайте сами. . Роман ХОМУТСКИЙ, фото с сайта LIPETSKMEDIA экономика Э К О Л О Г И Я В одной ёмкости – эталонный шлак: довольно крупные пористые сероватые гранулы. Во второй – как это часто называют в милицейских сводках, порошок неизвестного происхождения, по внешнему виду напоминающий… очень мелкий песок, почти пыль. Как раз эти образцы были взяты экологами на экспертизу на сельских дорогах региона № 35 (261), 19 –25 августа 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz