Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
21 экономика В Е К Т О Р ко крупных игроков. За счёт каких фак- торов «народники» вознамерились до- биться успеха в своём бизнесе, какие преимущества позволят оставить всех остальных позади себя на трассе? Есть ли особенная золотая формула для на- родного предприятия, или же партия играется по всеобщим экономическим правилам? Решения следует искать внутри той специфической отрасли, где работает народное предприятие, – убеждены руководители ЗАО «Экс- пресс-Липецк». – В первую очередь, мы определяем приоритетные направления в перечне услуг, которые никто ещё не оказывает в регионе, – объясняет Сергей Живо- тенко. – Например, в пассажирских пе- ревозках наиболее перспективны меж- дународные маршруты, поскольку ими, кроме нас, не занимается никто. Мы можем похвастать званием первых международных перевозчиков в обла- сти, которые совершают регулярные рейсы по соответствующим маршру- там. Беларусь, Украина, Молдова – на- деемся, что именно автобусы с нашей эмблемой будут прокладывать туда до- рогу. Новый тип самоорганизации С конкурентными преимуществами бо- лее-менее разобрались, но как быть с организационной структурой? Тради- ционный бизнес соблюдает чёткую ие- рархию: есть учредитель-инвестор, ко- торый на малых и средних предприяти- ях зачастую совмещает эту роль с руко- водящей функцией, есть реализующий поставленные задачи трудовой коллек- тив. Инициатива в принятии решений и бразды правления сосредоточены от- нюдь не в руках представителей по- следнего. У «народников» же всё нао- борот: ответственность распределяется на паритетных началах между всеми работниками-акционерами. С одной стороны, – логично, ведь номинал доли в акционерной собственности у всех равный. Однако не распыляется ли при подобном укладе мера этой самой от- ветственности? Как найти «крайнего», если хата каждого – с краю? – Все ключевые решения принимаются исключительно на общем собрании ак- ционеров, – утверждает Сергей Сысо- ев. – Не может быть и речи, чтобы я на правах генерального директора едино- лично решал за целый коллектив. Фи- нансовые вопросы регулируются толь- ко коллегиально, ведь мы вместе про- считывали, какую сумму кредита «по- тянем», чтобы при этом сохранялась достойная заработная плата. Поймите, у нас – семьи, и недополучить причи- тающуюся сумму в конце месяца озна- чает подвергнуть риску семейное бла- госостояние. Другими словами, эконо- мическая целесообразность того или иного шага рассматривается с точки зрения минимального и достаточного вознаграждения, гарантированного при любых обстоятельствах. Если, по общему мнению, каждый в состоянии пожертвовать двумя тысячами рублей от зарплаты на кредит на новый авто- бус, – мы покупаем его. Если же нет, – приобретение откладываем. На са- мом деле, это палка о двух концах: с од- ного края – прибыль акционеров, с другого – условия труда. Поясню: для водителя рабочее место – автобус, и от его исправности, безопасности, ком- фортабельности напрямую зависит до- ходность, которая, в свою очередь, яв- ляется следствием качества обслужи- вания пассажиров. Чем надёжнее под- вижной состав, тем больше средств аккумулирует предприятие. К тому же один из значительных рисков, требую- щих коллективного обсуждения, – от- крытие маршрутных линий. Введение в расписание новых рейсов вовсе не оз- начает, что компания немедленно при- мется грести золотые шахтёрской ло- патой. В начальной стадии надо быть готовыми к убыткам, пока линия не «обкатается», пока пассажиропоток не выйдет на проектный уровень. В об- щем, возвращаясь к вопросу об ответ- ственности, – везде нужен комплекс- ный подход, уравновешивающий по- требность определённых финансовых манёвров для всего коллектива и для каждого акционера в отдельности, и готовность взять на себя ответствен- ность за реализацию и результат. Кро- ме того, вся внутренняя отчётность от- крыта и прозрачна для персонала, её основные показатели своевременно оглашаются на общих собраниях. Ны- нешняя ситуация на предприятии об- легчается тем, что избранное руковод- ство выполняет все взятые на себя обя- зательства, плановая работа идёт, до- ходы и расходы не перекрывают друг друга – никто не в обиде, ничьи права не ущемляются. В одители накручивают километры, дирекция формирует концепцию стратегического развития и охот- но отвечает на вопросы журналистов. Всё вроде бы сходится. Но невозможно удержаться ещё от одного вопроса: ка- ково же количественное соотношение административного аппарата с числен- ностью непосредственных исполните- лей? Народное предприятие – это зву- чит, конечно, гордо, но в состоянии ли данная форма хозяйствования перебо- роть вековую российскую склонность к излишней бюрократизации процесса? Громоздкий чиновничий аппарат – бо- лезнь, практически неискоренимая в нашем государстве, где на одного тру- дягу – семеро командиров. Коммерческий директор ЗАО «Народное предприятие «Экспресс-Липецк» Сергей Александрович Животенко может работать и снабженцем, и директором, и бухгалтером – опыт позволяет № 32 (258), 29 июля – 4 августа 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz