Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
культура Х У Д О Ж Н И К 44 президентыРАХ–ИванИвановичШу- валов и Зураб Константинович Церете- ли. Наиболее значимые из представ- ленного цикла для меня – выдающиеся художники-живописцы братья Ткачё- вы. Мои товарищи-академики. В ком- позиции Сергей Петрович и Алексей Петрович – какими я их помню, с каки- ми познакомился и общался – моложе и крепче, чем ныне. Лет тридцать на- зад. Они сами попросили: Юра, ну не делай ты из нас стариков! Ткачёвы по- очерёдно курировали нашу художе- ственную зону в течение пары десяти- летий – тогда я их и узнал. У Сергея Петровича и Алексея Петро- вича на двоих десяток тысяч работ. Они известны и в Европе, и в Америке, и в Китае. Американцы построили для Ткачёвых музей в три тысячи квадрат- ных метров – одна семья, которая их буквально обожает. Каждый год на собственном самолёте эти люди приле- тают в Россию на персо- нальные выставки люби- мых авторов. И каждый раз братья дарят амери- канцам по этюду. Итого накопилось уже восем- надцать штук. «Продайте нам картины, много кар- тин, сотни картин, назы- вайте любую цену, – мо- лят иностранцы, – сто ты- сяч долларов одна работа – купим пятьсот сразу». И неизменно получают от- каз. Покупатели недоуме- вают – почему? Ведь есть же целый павильон, а за- полнить нечем, всего во- семнадцать этюдов, толь- ко и всего. Ну хоть бы сот- ню полотен! Нет, и точка. Знаете, как Ткачёвы моти- вируют отказ? «Будет у нас кубометр «зелёных», и что? Нам умирать скоро, что вы нам вместо земли купюры в могилу засы- плете? Зачем нам это? Нам надо, чтобы Россия по- строила нам выставочный зал для наших работ и мы всё отдадим туда для на- ших людей, нашего наро- да. Наша мечта в том, что- бы на первой выставке в новом зале к холсту подо- шла бы мать с ребёнком, и он бы захотел тоже стать художником. Всё отдать России – вот в чём мечта». Церетели – гигант мирового масштаба – Композиция с Зурабом Церетели, – задумчиво глядит на торжественное изваяние автор, а потом с восторгом восклицает, – здесь он у меня прямо император! Он всё время рисует, в его руках постоянно карандаш. Арка сла- вы создана по мотивам его собствен- ных произведений, живописных и графических картин. Всё это перепле- тено гирляндой цветов. Ведь цветы – основа живописной темы Зураба Кон- стантиновича. Венчает арку знамени- тое церетелиевское яблочко, которое, на самом деле, составляет чуть ли не пять метров по высоте. Внутрь этого фрукта можно зайти, там устроено особое освещение, вращающееся кресло. По стенкам – уходящие спира- лью вверх мотивы эротических релье- фов из истории и эпоса Древней Ин- дии. Народ сходил с ума, наплыв был непередаваемый. Церетели сам при- шёл в ужас – что делать с таким ажио- тажем? Помощник подсказывает ему: поставить рядом кассу и продавать би- леты на право входа и фотографирова- ния по 10 000$. Зурабу, понятное дело, такие суммы погоды бы не сделали, но каково же было его удивление, когда очереди… увеличились! В общем, в итоге пускать туда стали только ВИП- персон, президентов стран, личных гостей главы РАХ. Яблоко находится во дворе его мастерской, перекрытое стеклом, доступ туда сейчас закрыт. В мире, кстати, больше нет такой ма- стерской, как у Церетели, – это надо видеть. Анфилада из тридцати мастер- ских, множество музеев… Он, конечно, гигант мирового масштаба. Крупные европейские и американские искус- ствоведы сегодня говорят так: после того, как не стало Шагала, Матисса, Пикассо, Дали, в пространстве совре- менного модерна, не порвавшего с предметом, безусловно, в авангарде остаётся один Церетели. Юркин – знаменитый сын липецкого края – Одна из новых и значительных моих работ, посвящённая нашему выдаю- щемуся земляку Валентину Фёдоро- вичу Юркину, – подходим мы с Юри- ем Дмитриевичем к одной из замыка- ющих экспозицию работ. – Помню его с тех пор, как мы, зелёные моло- дые скульпторы, работали в подвале на улице Адмирала Макарова, а Ва- лентин Фёдорович захаживал к нам в гости. Мой старинный друг и това- рищ, генеральный директор издатель- ства «Молодая гвардия». Величина, его предшественником был министр культуры, филиалы издательства есть в Европе, а суммарные тиражи изме- ряются миллиардами экземпляров. Обратите внимание на композицию. Её, признаюсь, ещё никто не видел, вы первые. Я изображаю своего героя со стендами книг серии ЖЗЛ за спиной. Одновременно это и его крылья. Та- кой своеобразный треугольник полу- чается. Вы знаете, что знаменитая «Жизнь замечательных людей» нача- ла издаваться ещё до войны – чуть ли ни при царе, и суммарный тираж се- рии насчитывает два миллиарда эк- земпляров? Юрий Гришко: «Здесь Зураб Церетели – прямо император!» № 3 (229), 21 – 27 января 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz