Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

43 культура Х У Д О Ж Н И К усадишь на стул, – позируют, общаем- ся… – Раньше какая идея была – замеча- тельная, я считаю, – продолжает раз- мышлять Гришко. – Раз в три года со всей страны, а точнее – со всех художе- ственных зон, на которые была поделе- на территория (одиннадцать зон плюс Москва и Ленинград), отбирались луч- шие работы во всех жанрах, и в столице организовывали гигантскую выставку «Советская Россия». Установка прави- тельства была такова: пусть художники создадут за три года портрет государ- ства. Ивановские ткачихи, липецкие металлурги, саратовские хлеборобы, камчатские рыбаки, уральские маши- ностроители – вот он, образ великой страны. Колоссальная идея содержа- лась в этой теме, разве не так?! Да, гос- заказ, но мы все в ту эпоху служили партии и вождю. Отдавая дань време- ни, я решил сделать реплику тех трид- цати лет, чтобы сохранить героический образ рабочего человека для потомков. Моя «проба пера» в металлургической теме называлась «Проба чугуна». Она создавалась непосредственно в домен- ном цехе на Новолипецком комбинате – эскиз с натуры. Композиция изобра- жала сидящего доменщика, который заливал в формочку шлак для пробы в лаборатории. Впервые двухметровое изваяние было представлено публике на крупнейшей всесоюзной молодёж- ной выставке в Москве в музее Пушки- на. Мне тогда было двадцать шесть лет – совсем ещё юный, начинающий скульптор. Работа получила премию ЦК комсомола и Союза художников СССР. Более того, её заметил молодой московский архитектор Гаспарян, по проекту которого в столице возвели один крупный кино- театр. Точно такое же соору- жение должны были строить в ещё одном металлургическом анклаве – городе Магнитогор- ске. И перед зданием решили поставить мою «Пробу чугу- на». Процесс, что называется, закрутился. Бронза была при Хрущёве запрещена как стра- тегический материал, но Га- спаряну по линии Союза ар- хитекторов удалось пробить необходимое количество, как и мастерскую для меня в Мо- скве на время изготовления заказа. Всё было готово, что- бы начать. Но я отказался от такой чести. Почему? Да пото- му что в творческом смысле это была первая серьёзная ра- бота. Казалось, что я попросту не осилюсемиметровуюслож- нейшую по построению махи- ну. Разумеется, такой поворот событий вызвал у всех недоу- мение, ведь далеко не каждо- му выпадал шанс. Мою на- ставницу, блестящего скуль- птора Ирину Фёдоровну Блю- мель, преподававшую на кафедре скульптуры Москов- ского высшего художественно-про- мышленного училища (бывшее Стро- гановское), моё решение обескуражи- ло. «Ты хотя бы понимаешь, от чего от- казываешься?!», – восклицала Ирина Фёдоровна. – «Через полгода комнату в Москве получишь, мастерскую». Но взять на себя большую ответствен- ность всё же не решился, хотя и пони- мал, что вместе с Блюмель, под её руко- водством мы бы справились. Просто не чувствовал себя готовым, да и сейчас не чувствую. Даже такой пример приведу. У меня есть цикл работ, посвящённый историческим личностям. Там Пуш- кин, Толстой, Чехов, Бунин… Я отва- жился взяться за исторический портрет только двадцать лет назад, а мне сей- час, между прочим, семьдесят семь. По- нимаете? Профессионально надо быть готовым. А тогда? Мальчишка! Как я мог быть профессионально готовым? Ткачёвы: «Всё отдать России – вот в чём мечта» – Основу всей экспозиции составляют несколько фигур, – объясняет скульп- тор. – К прошедшему в 2007 году 250-летию Российской Академии худо- жеств задумал цикл из пяти работ «Ма- стера РАХ». Мой личный пантеон заня- ли Сергей Петрович и Алексей Петро- вич Ткачёвы, скульпторЮрий Львович Чернов – ближайший друг с 1961 года, недавно ушедший из жизни, Виктор Се- мёнович Сорокин и член Президиума РАХ Альбина Сергеевна Акритас, и Народные художники России живописец Виктор Сорокин и член Президиума РАХ Альбина Акритас Братья Ткачёвы попросили «не делать из них стариков» № 3 (229), 21 – 27 января 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz