Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
35 культура С М Ы С Л № 30 (256), 15 – 21 июля 2013 г. им успехом виртуозному актёрскому ма- стерству Хабенского, сыгравшего насто- ящего Дон Кихота, который ради Рос- сии не раздумывая бросает на плаху соб- ственную жизнь. К сожалению, в наше время не хватает таких героев. Мы жи- вём в прагматичном мире купли-прода- жи, когда всё измеряется деньгами. Ка- тегория героизма начисто стёрта из об- щественного сознания. Мне легче су- ществовать, следуя системе ценностей начала прошлого столетия. Тогда че- ловеку было не зазорно служить высо- ким идеалам и, прежде всего, Богу и Ро- дине. Митрополит Вениамин (Федчен- ков), епископ армии и флота при баро- не Врангеле так описывает свои беседы с белогвардейцами. «Батюшка, неуже- ли мы проиграем? Ведь мы сражаемся за наши идеалы – за Бога и за Родину?» – вопрошали солдаты. «Мы непременно победим, дети», – ответствовал епископ. Собственно, так и случилось: настал тот счастливый день, когда над Кремлём снова развевается бело-сине-красное знамя, когда открываются храмы, когда наступила долгожданная свобода. Одна- ко многие насущные злободневные про- блемы лежат, как мне кажется, именно в эпохе революции и Гражданской войны. Например, сейчас в храмах висят иконы святого страстотерпца Николая II и в то же время рядом с этими же храмами сто- ят памятники Ленину на улицах Сверд- лова. То есть убившие мученика Нико- лая II люди продолжают присутствовать в современном информационном поле, как и их жертвы. Как объяснить детям, кто из них герой, кто злодей? Мне кажет- ся, что необходимо вернуться к своим истокам, к национальной идее, которая в России существовала тысячу лет: идея православия, идея Святой Руси. Как пи- сал Достоевский: при всей своей грехов- ности русский человек всегда жил иде- алами Христа и правды Его. Нужно на- звать вещи своими именами, чтобы каж- дый человек мог выбрать – с Богом он или с сатаной. – В своих рассуждениях мы, возможно, отталкиваемся от достаточно романтизи- рованных образов. Если взглянуть на предмет разговора с иного ракурса и не- сколько сместить акцент от духовных ка- тегорий к социологическим, то можно увидеть: при Советском Союзе огромный народ так или иначе был сплочён под «знаменем» определённых идеологиче- ских догматов. Хорошо это или плохо – спорить с тем, была ли данная идеология жизнеспособной, практически не имеет смысла. Ведь страна под стягом комму- низма совершила колоссальный экономи- ческий рывок, победила фашизм, поста- вила на ноги науку, образование. Когда этот строй был свергнут, наступила пора смуты и всеобщего развала – никакой идеологии вдруг не стало, и вместо неё воцарилась власть материального, власть денег и сверхпотребления, усугубившая- ся к тому же массой пороков, от которых ограждал советский социум пресловутый «железный занавес». Да, предпосылки к дестабилизации и последующему краху успели сформироваться – и не в одноча- сье. Но столь ли велики дивиденды от па- дения социалистического уклада? – Ситуация в наши дни, конечно, до- вольно сложная – глупо отрицать. Ин- формационное пространство заполнено массой мерзостей, соблазнов и пороков. Поэтому сегодня при внезапно нахлы- нувшей свободе стоит вспомнить о той свободе, о которой говорил Спаситель: выпознаете истину, и истина сделает вас свободными. Мы говорим не о свободе от тоталитарного общества, от тюрем и цепей, но о свободе от порока, грязи и греха. Иисус сказал: «Азъ есмь жизнь, и истина, и путь». Истина – это Бог, и пра- ведник, следующий его путём, попадёт в рай и обретёт жизнь вечную. Когда че- ловек начинает жить Законом Божьим, Господь даёт ему процветание и духов- ное, и материальное. В ином случае оскудевает и дух, и физическая жизнь прекращается – таков непреложный за- кон. Сейчас Россия стоит на перепутье: если русский народ снова встанет на свой праведный путь, тогда грядёт вели- кое будущее. Если же нет, тогда наша страна просто исчезнет с лица земли, как исчезали другие государства, как ис- чезла, например, Римская Империя. – Символично, что наша дискуссия про- исходит в юбилейный для Дома Романо- вых год – 400-летие династии последних русских царей. Вы открыто декларируете свои монархические убеждения. Чисто гипотетически представляется ли вам возрождение института русской монар- хии? Вопрос, скорее, из области чистой фантазии, ведь темже прокоммунистиче- ским кругам, несомненно, хотелось бы возвращения к старому режиму. – Без сомнения, я ратую за возрождение монархии. Это образ правления, когда во главе страны стоит государь, и он в «Атаман А. А. Аникин». 1994 г. «Белые пришли. Христос воскресе». 2007 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz