Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
34 культура С М Ы С Л № 30 (256), 15 – 21 июля 2013 г. ской войны в России Кубанская Народ- ная Республика со столицей в Екатери- нодаре была центром и оплотом белого движения. 1918, 1919, 1920 годы... Сна- чала из бабушкиных воспоминаний, а потом по мемуарам Деникина, Вранге- ля, Шкуро, Краснова я стал всё больше и больше узнавать и интересоваться тем периодом. Первой книгой, которую мне удалось достать в конце 1980-х, были мемуары генерал-майора белой армии Антона Васильевича Туркула «Дроздовцы в огне». О своей книге Анатолий Василье- вич говорит так: «Это живая книга о жи- вых, боевая правда о том, какими были в огне, какими должны быть и неминуе- мо будут русские белые солдаты». Тур- кул прошёл всю Гражданскую в составе Дроздовской дивизии, писал о том, чему сам был свидетелем. Повествование от- личалось искренностью, страстью и произвело на меня сильнейшее эмоцио- нальное впечатление. Внутри всё бук- вально перевернулось. Я понял: всё, чему учили в советской школе, – не- правда. То, что называли Великой Ок- тябрьской социалистической револю- цией, на самом деле явилось страшной катастрофой для русской державы. Она переломила естественный тысячелет- ний ход истории, начавшейся от Креще- ния Руси равноапостольным князем Владимиром. Тысячу лет государство развивалось и росло под эгидой Право- славия, Христовой истины, но в начале прошлого века страшные и кровавые со- бытия драматическим образом поменя- ли курс империи. Вместо помазанников Божьих, вместо династии Романовых у власти встали безбожники-сатанисты. Коммунисти- ческое движение зародилось в пламени французской революции. Фраза «Раз- давите гадину!» философа-гуманиста Вольтера, писавшего об эксплуатируе- мых католической церковью суевери- ях, в годы Великой французской рево- люции стала лозунгом, под которым во Франции начнётся борьба с церковью. С этими словами революционеры врыва- лись в собор Парижской Богоматери и сажали на престол обнажённую женщи- ну-блудницу. Обезглавливали прекрас- ные произведения искусства Возрож- дения – статуи пророков на Нотр-Даме. Разрушали монастырь Сен-Дени в Па- риже, истребляли монахов и жгли цен- нейшую библиотеку. То же самое случи- лось и у нас двумя веками позже. Пору- ганиюподверглись христианская тради- ция, христианский уклад, христианская Россия. Вместо неё насаждалась Россия красная, Россия бесовская. Чем больше я погружался в исследования, тем боль- ше симпатии и любви вызывали во мне люди, оставшиеся верными историче- ским заветам русского государства: бе- лая гвардия, казачество, священство, крестьянство. Именно они вставали и ценой своей жизни утверждали идеалы Святой Руси: за Веру, Царя и Отечество. Меня неизменно потрясала самоотвер- женность подвига людей, ради борь- бы бросавших семьи, дома, состояния, шедших на смерть за идею. Красота этой жертвы вдохновила на создание живо- писных образов белых рыцарей – бело- гвардейцев. – Роман «Белая гвардия» Михаила Афа- насьевича Булгакова – одно из немногих подобных доступных в советскую эру ли- тературных произведений – описывает события конца 1918 года в отнюдь не стандартном ракурсе. Или более совре- менный пример – фильм «Адмиралъ» о трагической и героической судьбе адми- рала Колчака с Константином Хабенским в главной роли. Такие художественные произведения для широкой публики, возможно, служат своеобразным мости- ком к некоей исторической достоверно- сти. Так ли это? – «Белая гвардия» написана «с натуры», ведь Булгаков сам был участником тех событий. Образы романа драматичны и далеко не однозначны – замечательный портрет эпохи. «Адмиралъ» обязан сво- «Расказачивание». 1995 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz