Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
41 культура П Е Р С О Н А № 28 (254), 1 – 7 июля 2013 г. собных ориентиров. «Возродить» куль- туру у нас почему-то пытаются в отрыве от всего остального – от образования, ме- дицины, сферы услуг, производства, за- бывая о том, что всё вышеперечислен- ное и многое другое как раз и составля- ет здоровую социальную инфраструкту- ру. Как быть? – Хотя Владимир Ильич Ленин и гово- рил, что любое государство – это дикта- тура, тем не менее каждая страна опре- деляет свою внутреннюю идеологию. Могу с прискорбием заметить, что дан- ный аспект совершенно ушёл из ны- нешней российской действительности. Безразличие по отношению ко всему – вот то, что наблюдаем повсеместно. Меня удивляет, что сейчас можно гово- рить о чём угодно – о нанотехнологиях, инновациях, но попробуйте-ка назвать хоть одну общественно важную сферу, где у нас всё в порядке? Может быть, производство? Возможно, строитель- ство? Или: медицина? Образование? Я откликнусь с радостью и поощрением, если мне с уверенностью скажут: да, здесь мы твёрдо стоим на ногах. Но вез- де одни лишь желания. Никакой кон- кретики. Допустим, слово «идеология» обросло негативными оттенками кон- нотации, ассоциируясь с ГУЛАГом и прочими «прелестями» советского ре- жима. Но американцыэтого слова вовсе не стесняются – у них не было Сталина. Так вот, вынужден констатировать, что идеология, как элемент самоидентифи- кации целого народа, в Россиифактиче- ски отсутствует. Культура есть, но част- ного характера, эпизодическая. И как общий фон – отсутствие гражданствен- ности, той, что была у наших людей и пятьдесят, и даже двадцать лет назад. Социализмчембыл хорош: телега скри- пела, но ехала. А теперь пытаются ло- шадь поставить позади телеги. Самой же страшной приметой нашего времени я бы назвал активное дилетантство. Когда я узнаю, что всей обороной у нас командует бывший мебельщик, мне становится как-то не по себе (теперь, слава Богу, не командует!). Ну и далее по списку. – Так об этом писали ещё Гоголь с Салты- ковым-Щедриным, Ильф и Петров! – Значит, нас принимают за дураков, полагая, что мы не знаем классики и не читали Гоголя? Или не делаем выводов? Ответственность – её не хватает всем нам. Иначинать нужно с себя. Есть одна притча о том, как человек пытался пере- делать весь мир. Пытался-пытался – ничего не получается. Ладно, попробо- вал изменить страну. Оказалось, не под силу. Бросился тогда менять свой город. Тоже не выходит. Ну семью-то уж точно получится! Нет, и здесьфиаско. Ипотом до него дошло: надоже для начала пере- делать себя! И всё! Вот она – ответ- ственность перед государством и обще- ством, которая начинается с личной от- ветственности каждого гражданина. Начните с себя, начните обогащаться культурой по собственной инициативе – никто же не запрещает. – Тогда такой вопрос. Мы как-то беседо- вали со специалистом-толстоведом про- фессором Виталием Борисовичем Реми- зовым. Он высказал любопытное сужде- ние о том, что у простодушной деревен- ской бабы, культурным багажом (в культурологическом понимании) волею судеб не отягощённой, благодетели, мо- жет быть, во сто крат больше, чем у высо- колобого многомудрого учёного. Образ вполне условный, но тем не менее ду- маю, понятно, что имеется в виду. –Прежде всего давайте разберёмся, ка- кие рамки человек должен соблюсти, чтобы считаться благодетельным. Та- ковых нет! Человека испокон веков определяет соблюдение десяти запове- дей. Они – твердь для просвещённого и не просвещённого. Тогда, что такое ве- рить и веровать? Верить можно на сло- во. А веровать – значит жить тем мо- ральным законом, который заложен в десяти заповедях. – В последние десятилетия возрождение духовности в нашей стране идёт экстен- сивными темпами. Наверное, хорошо, что открывается множество храмов, при- влекающих в лоно церкви людей и обога- щающих их духовной пищей? – Пока что большинство лишь верит. Видят храм, ага, можно зайти, приоб- щиться, так сказать. Будем надеяться на лучшее. . Роман ХОМУТСКИЙ, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Вячеслав ШАЛЬНЕВ: Человека испокон веков определяет соблюдение десяти заповедей. Они – твердь для просвещённого и не просвещённого. Тогда, что такое верить и веровать? Верить можно на слово. А веровать – значит жить тем моральным законом, который заложен в десяти заповедях «Собор вечером». Цветной офорт, 1980 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz