Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

40 культура П Е Р С О Н А № 28 (254), 1 – 7 июля 2013 г. – Я ничего другого и не умею делать лучше, чем офорты! – смеётся юбиляр. И предположить не мог, что наш разго- вор зайдёт в такое русло, в которое он зашёл. Но тем не менее пару вопросов о творчестве я всё же успел задать своему собеседнику, а потом мы говорили всё больше о роли искусства в совре- менной жизни, о человеке, об истории. – Говорят, что хороший живописец, работая годами, в итоге приходит к ощущению цвета и света, к их гар- монии на холсте. А вот офорт – всё чёрно-белое. Достижимо ли здесь цвето-световое единство? – Великолепный живописец Вик- тор Петрович Слушник как-то сказал мне: «Слава, я по твоим офортам могу изобразить пей- заж». То есть в моих работах он увидел цвет! Цвет – результат ра- боты со светом. Присутствует в работе свет, будет и цвет, непре- менно! Это как в анекдоте. Маль- чик спрашивает у папы: «Папа, чёрный – это цвет?». – «Цвет». – «А белый?». – «Тоже». – «Так по- чему же мои друзья говорят, что у нас не цветной телевизор?!». – Выставка называется «Чёрным по белому», что, в целом, соответству- ет представлениям зрителей об офорте. Но несколько листов вы раскрасили. Довольно редко встре- чающийся ход, не так ли? – Формулу «Чёрным по белому» не стоит воспринимать букваль- но. В данном случае это аллегори- чески обозначает, что я пишу правду о том периоде истории, в котором жил. Вряд ли можно на- звать такой подход чистой доку- менталистикой, но это жизнь. Ос- новная мысль, заложенная в на- звании, именно такова. Что каса- ется формального присутствия цвета в некоторых работах, – ино- гда ведь хочется попробовать себя в других техниках. Точнее, расширить спектр привычно при- меняющихся приёмов. Серия, где я придал суровому офорту эле- менты колорита, особенная. Я окрестил её «Портрет города» и изобразил на листах виды Ельца. Русская пестрота (в хорошем смысле), краски нашего края да ещё и при разном освещении, ар- хитектура – это невероятный энергети- ческий сгусток, который я решил пока- зать во всём цветовом многообразии. – «Портреты» Ельца наполнены огром- ной любовью. Признаюсь, мне и самому нравится этот старинный город. У меня он почему-то всегда ассоциировался с юж- ным взморьем, как будто там его место. . . – Если вернуться к летописи… Елец старшеМосквы, и в древние времена он был самым южным форпостом нашего государства, защищавшим его рубежи от набегов кочевников. Неудивитель- но, что уже тогда к Ельцу относились как к югу. Что, само собой, отразилось и в его архитектурном облике. В Ельце есть история, а где история – там и культура. Прошлая и настоящая. Мы должны сохранить эту жемчужину в её неизменном, неприукрашенном виде. Очевидно, что городу надо развивать- ся, расти… Новшества? Не думаю, что они помогут. С моей точки зрения, всё новое и необходимое стоит создавать вокруг Ельца, но не в самом городе. – Сегодня мы наблюдаем поразительную унификацию современного урбанистиче- ского ландшафта. Если в советскую эпоху у городов сохранялась некая индивиду- альность, то теперь повсюду одни и те же вывески, типовые районы, наружная ре- клама… – Предположим, у вас есть небольшая коллекция икон. Но жизнь заставляет вас дважды, трижды сменить квартиру. Из «хрущёвки» в московскую плани- ровку, потом, возможно, в собственный коттедж. Скажите, каждый раз переез- жая и меняя домашний интерьер, вы оставите иконы? Если для человека не имеет значительного веса чувство со- причастности к культуре, то, скорее все- го, коллекцию свою он спрячет подаль- ше. То же самое происходит и с города- ми. К несчастью, «преображая» истори- чески сложившийся городской пейзаж, ответственные за это люди редко заду- мываются: а какие же по-настоящему ценные вещи остались в нём? Происхо- дит переоценка ценностей. Чтобы пере- дать следующим поколениям наше культурное наследие и традиции, мы со всей внимательностью и тщанием обя- заны относиться к созданному до нас. – Вы хорошо помните совсем другую эпо- ху – эпоху СССР. Тогда культура состояла на службе у идеологии, как, впрочем, и образование. То есть мымогли говорить о некоем союзе культуры с огромным мно- гонациональным социумом. В наши дни исконная культура находится чуть ли не в изоляции, в полном отрыве от общества. А современная развивается неупорядо- ченно и хаотично, почти полностью ли- шена догматической основы и жизнеспо- «Последняя фотография из 45-го» из серии «Портрет семьи ветерана», 1984 г. «Прохожий». Конкурсная работа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz