Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
27 экономика К У Р С Пойдут быстрее по БАМу поезда Министерство по делам Дальнего Вос- тока и Байкальского края разработало два варианта федеральных целевых программ развития территорий до 2025 года: сначала стоимостью в 9 триллио- нов рублей, затем– в 5 триллионов, с ко- торыми разработчики выходили в пра- вительство. Столько стоит реализация 92 проектов, из которых 30 – энергети- ческих стоимостью в 918 миллиардов рублей. 1,1 триллиона рублей предна- значены на реконструкцию БАМа и Транссиба согласно генеральной схеме развития железных дорог. Ведь бамов- ские посёлки вдоль трассы, которые строили все бывшие союзные республи- ки, стали угасать. Но, по расчётам экс- пертов, БАМне только станет жить, но и работать в усиленном, ускоренном ре- жиме, беря на себя всё большее количе- ство грузов, которые пойдут в порт Ва- нино и обратно. Порт Восточный в На- ходке уже не может справиться с пере- валкой угля, нефтепродуктов, металла, леса и другой сырьевой продукции из России, а порты Владивосток и Посьет маломощны и не имеют соответствую- щих терминалов. А речь идёт ещё и об экспорте примерно 5 миллионов тонн сибирского зерна из местных портов. Тендер на приобретение более полови- ны основных фондов и акций порта Ва- нино недавно в споре с Новолипецким металлургическим комбинатом выигра- ла компания «Мечел», которой надо пе- реваливать в страны АТР 4 миллиона тонн угля. СУЭКу надо перевозить ещё больший объём этой продукции. Про- пускную способность БАМа в 2013 году уже с 6 до 19 миллионов тонн увеличит реконструированный Кузнецовский тоннель. Но, по расчётам экспертов, пе- ревозки по БАМу надо будет в перспек- тиве увеличить аждо 100 мил- лионов тонн к 2030 году. Зна- чит, дорога крайне важна для развития экономических свя- зей с зарубежными странами, если эти связи будут стреми- тельно развиваться, а дороги и другие инфраструктурные проекты быстро реализовы- ваться. Но кое-кто из чинов- ников уже называет планы по выделению на развитие Даль- него Востока 5 триллионов рублей «маниловщиной». Но не большей ли «маниловщи- ной» являются планы по уве- личению потока зарубежных туристов во Владивосток с 13–15 тысяч человек до 10 миллионов в год в связи с развитием здесь игровой зоны? И надо ли было лишать Благовещенск солид- ной китайской подпитки валютой, когда азартные соседи приезжали играть сюда, что гораздо ближе, чем до Влади- востока? Всего-то 15 минут через Амур без всяких виз. Россия уже вышла с восточно-сибир- ской нефтью через порт Козьмино в страныАТР и США. Здесь, в бухте Вран- геля, будет построен крупный нефтепе- рерабатывающий завод, один из 20 пла- нируемых производственных объектов. Но, как было отмечено на заседании Госсовета, рассматривающем програм- му развития этих регионов, у разработ- чиков нет конкретных и детально про- работанных бизнес-проектов. В связи с этим и неопределённостью роста ВВП и получения доходов в будущие годы в ряде министерств уже начали поговари- вать о сокращении программы до 2 триллионов рублей. А посему в Минво- стокразвития подготовили новый сце- нарий, согласно которому ВРП до 2025 года должен вырасти по сравнению с 2011 годом в 2,6 раза. Но как уйти от сырьевой направленно- сти в развитии местной экономики? Ясно, что без наших ресурсов странам АТР не обойтись. Но и здесь у экспертов нет твёрдой определённости и в реали- зации совместных проектов с соседни- ми странами. СКитаем уже 7 лет ведутся переговоры о поставках 70 миллиардов кубометров природного газа в год, и за это время так и не удалось согласовать цену «голубого топлива». Российские компании настаивают на 350 долларах за 1000 кубометров, как при поставках в Европу, Китай даёт на 100 долларов меньше, поскольку покупает газ по 250 долларов в Туркмении и Узбекистане да ещё в сторону южной границы ведёт га- зопровод Казахстан. Одна из крупней- ших мировых нефтяных компаний «Шелл», просчитав перспективы разви- тия стран АТР, переводит свой главный офис из Гааги в Сингапур. С Китаем, как было отмечено на одном из «круглых столов» в РБК, вообще трудно вести пе- реговоры по ценам. Свежий пример: ки- № 3 (229), 21 – 27 января 2013 г. Строительство модернизированного Кузнецовского тоннеля через перевал Сихотэ-Алинь на железной дороге Комсомольск–Совгавань подтверждает стремление руководителей государства к возрождению Дальнего Востока и его производительных сил Строительство железнодорожной линии в Якутии strana.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz