Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

26 К У Р С экономика тия не только Дальнего Востока, но и всей страны, укрепления связей со стра- нами АТР, поскольку уже доказано, что они развиваются быстрее других. В тот день Золотые Звёзды Героев Соцтруда получили 17 человек. Как известно, рельсы укладывали с помощью путе- укладчиков две бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского, двигав- шиеся навстречу друг другу. Я спросил тогда Бондаря: дальше-то куда? Он с во- одушевлением ответил, что дальше Тында–Беркакит–Томмот, а потом и на Якутск рельсыпроложим. (Расскажу по- путно, как Героев тогда обидели, о чём никто никогда не писал. После митинга и награждения партийные клерки забе- гали вокруг московских гостей и первых секретарей крайкомов и обкомов, при- глашая их на банкет в единственное тог- да приличное в Тынде кафе «Даурия». Собрались за столом, посмотрели и не досчитались тех, кто в 45-градусные мо- розы укладывал шпалы и рельсы, валил лес на просеках. Обнаружили мужиков в бараке, где они, по традиции обмакнув звёздочки в стаканах с водкой, уже при- няли на грудь). Последующий затем развал страны, и лихорадочная делёжка, и растаскивание по своим да нашим нажитого многими поколениями советских людей богат- ства далеко отодвинули сроки необхо- димых новостроек. Таких как Бурей- ской и Богучанской ГЭС, например. Когда-то я присутствовал при закладке первого кубометра бетона в плотину Бу- рейской ГЭС. Начальник строительства АлексейМихайловичШохин, Герой Со- циалистического Труда, говорил, что за- тем настанет очередь Нижнебурейской ГЭС, использующей остаточный напор реки, а «лишнюю» электроэнергию ста- нем перебрасывать в Китай, с которым из-за событий на Даманском не удалось построить совместную гидроэлектро- станцию на Амуре – в Еврейской авто- номной области, в районе села Пашко- во, где реку сдавливают и сужают каме- нистые отроги Малого Хингана. Энергию в Китай мы продаём давно, и стоит она там дешевле, чем для наших потребителей, но энергетических мощ- ностей пока не хватает и для развития собственной экономики. Кстати, одного из Героев строительства БАМа я встре- тил года два назад на одной из презента- ций в московском отеле «Marriot». Быв- ший начальник ГлавБАМстроя Ефим Басин позднее был министром строи- тельства РФ, затем возглавил крупную инжиринговую компанию. Мы посето- вали, что планы по развитию железных дорог и соответствующей инфраструк- туры так и не были реализованы, но в том, что такое время придёт, бывший главный «бамовец» был уверен. Развал экономики Дальнего Востока больно ударил по многим ведущим от- раслям. Лет 20 назад бывший начальник Дальневосточного управления граж- данской авиации Леонид Васильевич Нагорный, встретив меня в министер- стве, попросил написать о подвиге ко- мандира экипажа ИЛ-62М Анатолия Будника, спасшего более 160 человек (рейс из Домодедово отправлялся на Южно-Сахалинск. При взлёте у лайнера загорелись два двигателя с одной сто- роны). С Анатолием мы когда-то играли в одной ко- манде авиаторов в волей- бол. Он запомнился своим хладнокровием и чувством юмора. Видимо, это и по- могло ему мгновенно отре- агировать на ситуацию, ког- да он принимал решение отключить доступ керосина в один работающий двига- тель, а второй горел и рабо- тал те 6 минут, за которые командиру надо было по- вернуть лайнер на полосу, мгновенно сделать расчёт скорости на посадку самолёта с лишним весом в 60 тонн керосина, чего ещё не делал никто в мире, и посадить его, спасти людей. Полтора года назад они отмечали 20-ле- тие своего второго рождения. Будник вошёл в число лучших пилотов мира, первым осваивал потом «Боинги» в ко- мандировке в США. Но в Хабаровске я его тогда не застал (экипаж наградили путёвкой в Адлер), зато поговорил с на- чальникомАмурского речного пароход- ства и директором судостроительного завода. Судостроительные заводы тогда терпели настоящее бедствие, оставшись без плановых заказов и оборотных средств. При разделе союзного имуще- ства Борис Ельцин почему-то половину рефрижераторного флота оставил При- балтике, и дальневосточные рыбаки во время путины вынуждены были в океа- не переваливать улов на китайские и ко- рейские суда, чтоб что-то заработать. Я упомянул об этой проблеме потому, что она не решена до сих пор. Я знаю, с ка- ким огромным трудом в СССР создавал- ся морской флот, так как редактировал книгу (её мы потом издали в Липецке) человека, который выполнил приказ Иосифа Сталина об увеличении дедвей- та морских судов с 1 до 16 миллионов тонн. Развал постиг и другие отрасли промышленности Дальнего Востока и Забайкалья. И только за последнее деся- тилетие объёмВРП в этих регионах стал существенно расти. А теперь Президент РФ Владимир Пу- тин, участвуя в спуске на воду нового морского судна «Витус Беринг» в Вы- борге, предназначенного для газовиков Сахалина, заявил о намерении России развивать высокотехнологичное судо- строение. Согласно государственной программе до 2030 года должно быть построено в 3 раза больше гражданских судов, чем имеется. Открытие в конце года модернизированного Кузнецовско- го тоннеля через перевал Сихотэ-Алинь на железной дороге Комсомольск–Сов- гавань подтверждает стремление руко- водителей государства к возрождению Дальнего Востока и его производитель- ных сил. Движение на Восток должно вселить на- дежду в развитие этих территорий не только в сердца дальневосточников, но и всех патриотически настроенных граждан России, понимающих значение этого долговременного тренда. Но и бе- рёт опасение: не слишком ли медленно станут воплощаться перспективные планы в жизнь? Ведь даже к саммиту АТЭС строители из 67 объектов умудри- лись сдать только 23, как пишет весьма осведомлённая газета «Ведомости», а два недостроенных элитных отеля вла- сти сейчас пытаются спихнуть частным фирмам. Но отступать-то дальше неку- да. Позади – только оставшаяся ещё не- вырубленной и невыжженной тайга. № 3 (229), 21 – 27 января 2013 г. Байкало-Амурская магистраль bam.railways.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz