Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

25 экономика К У Р С ка» Николай Задорнов, отец нынешнего юмориста. О новых переселенцах, осво- ении земель в междуречье Амура и Тун- гуски лучше всего написал в своё время Геннадий Фиш в книге «Евреи в тайге». После переселения безработных масте- ровых евреев с Украины началось раз- витие Биробиджана и строительство ряда новых сёл. О том, как проводилось переселение крестьян в послевоенное время, я ещё расскажу. Напомню только, что Дальний Восток к моменту августовских событий в 1991 году был довольно развитым краем с пе- редовой промышленностью и сельским хозяйством. Только в бассейне Амура действовали 7 судостроительных заво- дов, причём завод в Комсомольске-на- Амуре был одним из крупнейших в стра- не. Так же как и находящийся здесь ави- ационный завод, из цехов которого и сейчас выходят современные самолё- ты СУ-35, в том числе и для нашего Ли- пецкого авиацентра. А ещё вертолётный завод «Звезда» в Арсе- ньеве, где собирают зна- менитые «Чёрные аку- лы», два металлурги- ческих завода, два неф- теперерабатывающих, другие машинострои- тельные, горнодобы- вающие, лесопромыш- ленные и перерабаты- вающие предприятия. И разрабатывались даль- нейшие государственные программы развития производительных сил Дальнего Востока и За- байкалья, а также зоны БАМа. Над ними рабо- тали в 80-х годах учё- ные целого ряда инсти- тутов под руководством академика Абела Гезеви- ча Аганбегяна. Местные руководители не согла- шались с ним по поводу понятия «зона БАМа», которую они предлагали расширить до китайской и монгольской границ. Без развития террито- рий глупо было бы гово- рить об освоении зоны с полосой вдоль железной дороги. ЦК КПСС и Совет Ми- нистров СССР тогда прислушивались не только к мнению учёных и местных об- комов-крайкомов. Чтобы принять объ- ективное решение по строительству важных объектов или развития отрас- ли, здесь апробировали разные мнения, в том числе и журналистов, роль кото- рых в обществе, даже в местной прессе, не была сведена к ретрансляции чужого мнения. С нами советовались и первые секретари, и секретари ЦК. Поэтому пе- ред принятием ответственных решений по развитию зоны БАМа и производи- тельных сил Дальнего Востока собира- лись бригады журналистов нескольких центральных газет, чтобы представить на газетных полосах различные мнения по поводу перспективных планов. Обидно читать одного из авторов, что БАМ, как перед войной, так и после, строили зэки. Да, перед войной было та- кое, но строителями были и вольнона- ёмные рабочие, я встречался с ними и их родственниками в этих краях. Мой рано ушедший из жизни коллега, корреспон- дент «Советской России» и «Известий» Валентин Разбойников, специально ис- следовал этот вопрос в разгар строи- тельства, обнародовав такие цифры: на Центральном участке БАМа 78 процен- тов рядовых строителей имели высшее образование. Думаю, что немногим от- личались эти показатели и по Западно- му участку, а Восточный участок, кроме станций, строили железнодорожные войска. По вопросу зоны БАМа мы поддержали тогда местные власти. И эта программа вошла составной частью в более круп- ный проект по развитию всего Дальнего Востока. Так что и нынешние планы во многом были сняты, как говорится, «скалькиро- ваны» с предыдущих программ. Идею кратчайшего пути по перевозке контейнеров из Азии в Европу и обрат- но по Транссибу и БАМу высказывал тогда директор Института экономиче- ских исследований АН СССР В. П. Чич- канов (потом он работал заместителем председателя Совмина РФ). Валерий Петрович первым из советских эконо- мистов на симпозиуме в Сингапуре за- говорил о сотрудничестве между стра- нами АТР и СССР. Он рассказывал, что в своё время Австралия тоже начинала путь к богатству с продажи полезных ис- копаемых, но, в отличие от России, уголь там проходил через обогатитель- ные фабрики, руда – тоже, и ценыросли. У нас из угольных разрезов уголь шёл прямо из-под экскаватора, порой с пу- стой породой, в порт Восточный, лес возили в Японию и Китай кругляком, в 2,5 раза дешевле обыкновенной обрез- ной доски и рейки. И до сих пор значи- тельное количество пиломатериала со старых пилорам «Дальлеспрома», как свидетельствует критика в адрес экс- портёров в полпредстве Президента по ДФО, отгружается по ценам в 1,9 раза ниже, чем при качественном распиле, сортировке на сортаменты. Преимущества географического поло- жения страны, в том числе и для стран- партнёров по АТР, о чём говорил Влади- мир Путин во Владивостоке, до сих пор недооценены, не используются. Когда по БАМу открывалось сквозное движе- ние поездов, мы с Валерием Петрови- чем Чичкановым на недостроенном вокзале в Тынде часа три ждали прилёта высоких гостей из Москвы, выпили на двоих бутылку пива за радостное собы- тие, и он объяснял особое значение вто- рого выхода к Тихому океану для разви- № 3 (229), 21 – 27 января 2013 г. Дальний Восток к моменту августовских событий в 1991 году был довольно развитым краем с передовой промышленностью и сельским хозяйством. Только в бассейне Амура действовали 7 судостроительных заводов, причём завод в Комсомольске-на-Амуре был одним из крупнейших в стране. Так же как и находящийся здесь авиационный завод, из цехов которого и сейчас выходят современные самолёты СУ-35, в том числе и для нашего Липецкого авиацентра 27region.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz