Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

13 № 27 (253), 24 – 30 июня 2013 г. ковскомпразднике (и на обложке наше- го журнала), а белгородский ансамбль из села Подсереднее – на липецком Рождественском фестивале. Соседи подсередневцев – «Сударушка» из села Диловка – в Новой Усмани тоже не новички. Четверть века тому назад ансамбль организовала Екатерина Дмитриевна Стручаева, собрала таких же увлечённых соседок-певуний и ста- ли они жить-поживать, традиции соби- рать да сохранять. – У нас сейчас поют одни только бабуш- ки-прабабушки, – улыбается Екатерина Дмитриевна. – Нам всё интересно, мы каждый раз стараемся новые костюмы пошить, чтобы народ удивить. Да толь- ко нашим внукам-правнукам это не очень-то нужно. Но мы не унываем – после нас обязательно должен кто-то прийти. У нас в селе Троицу почитают, в церкву приходят с травкой, из неё по- том плетут венки и бросают в воду. Но часть освящённой травы оставляют, приносят домой, высушивают и берегут до следующей Троицы. А если ребёнок заболел, то из неё делают отвар и в нём купают болящего. Одними из самых «молодых» на фести- вале стали «Атаманцы» из Новочеркас- ска Ростовской области. Раньше все они пели в другом коллективе, а в прошлом году решили объявить суверенитет и выступать самостоятельно. «На Трои- цу» – их первый фестиваль за предела- ми Ростовщины. – Мы стараемся петь традиционные протяжные казачьи песни, – говорит руководитель коллектива Василий Вальтерович Кабанов. – Но если нас просят исполнить популярные напевы – делаем это с удовольствием. Мы жи- вём недалеко от первой столицы Дон- ского казачества – станицыРаздорской, где на Троицу тоже проводят фестиваль и также водят хороводы, девушки пле- тут венки и бросают их в Дон, а парни разжигают костры. Но я считаю, что в средней полосе России все традиции со- хранились лучше, чем у нас на юге. Если такие фестивали, как в Новой Усмани, исчезнут, пропадёт и вся наша русская культура. Ведь сюда приезжают настоя- щие энтузиасты своего дела. Хранители старины и её ретрансляторы из Воронежской области на фестивале вроде бы и считались гостями, но всё же были у себя дома. По числу местные коллективы преобладали над «при- шлыми». И каждый из них был не по- хож на другой. Впервые увидев певуний из «Донских родников», подумала: «Что же это за чалмы турецкие у них на головах?». Оказалось, что вовсе это не чалма, а повойник, женский головной убор юга воронежского края. И как всегда, он символизирует птицу. Если хорошенечко присмотреться, то можно даже разглядеть маленький выступ- клювик, не говоря о крыльях и хвостах. Обвив по традиции три раза поясом свои гранишные юбки, женщины из села Русская Буйловка, что в Павлов- ском районе, уже не боялись ни сглаза, ни дурного слова. – Мы приехали на других посмотреть и себя показать, –уверяет основательница коллектива Наталья Васильевна Нечае- ва. – Мы все люди русские, но все очень разные. Что ни город – то норов, что ни деревня – то поверье. Вот, например, в Новой Усмани на Троицу жарят яични- главная тема Т РА Д И Ц И И Символичная эстафета фестиваля – венок с лентами «Сударушка» из села Диловка Белгородской области Новочеркасские «Атаманцы»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz