Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

46 гид ► с т о Л ЕТ ТОМУ Н А З А Д ги д с т о ЛЕТ ТОМУ Н А ЗАД 47 П о ДАННЫМ ПЕРЕПИСИ , В СТРАНЕ ПРОЖИВАЛО ПОРЯДКА 1 7 0 МИЛЛИОНОВ Ч ЕЛОВЕК . К НАЧАЛУ XX В ЕК А К РЕСТЬЯНСТВО СОСТАВЛЯЛО ОКОЛО 80 ПРОЦЕНТОВ ИЗ ЭТОГО ЧИСЛА , А ГОРОДСКОЕ МЕЩАНСТВО - ОКОЛО 1 1 ПРОЦЕНТОВ. П о л у ч а е т с я , ч т о 9 /Ю н а с е л е н и я с т р а н ы - п р е д с т а в и т е л и ТРУ ДЯЩИХСЯ Ро ссия БЫ ЛА ГЛА ВНЫ М МИ РОВЫМ ЭКСПОРТЁРОМ ЗЕ РН О ВЫ Х : в годы ХОРОШЕГО У РОЖАЯ ИХ В Ы ВОЗ СОСТА ВЛЯЛ 4 0 ПРОЦЕНТОВ МИРОВОГО ЭКСПОРТА. Е с т е с т в е н н о , б л а г о с о с т о я н и е к р е с т ь я н н а п р я м у ю з а в и с е л о от КОЛИЧЕСТВА ВЫРАЩЕННОГО ЗЕРНА литической ситуации. Согласитесь , для э того нужно располагать определён­ ным временем и средствами. У сатири ­ ка Аркадия А верченко есть рассказ «Ч ерты из жизни рабочего Пантелея Грымзина». Его герой получал при ца­ ризме за девять часов работы в день два с полтиной рубля и мог, починив сапо- папиросы уже не хватало . «Эх, лей, Пантелей ... Здорового ты свалял, братец ты мой!», - закли рой А верченко . Конечно , bbt o j тал не малейшей симпатии к со: власти и сгущал краски, но раса представление об уровне жизн чих до и сразу после революци понимание того , что не только бы т и эксплуатация являются ной недовольства существующ ! рядками. ги, купить на целковы й полфунта в ет ­ чины , коробочку шпрот, булку фран­ цузскую , полбутылки водки , буты лку пива и десяток папирос. Весной 1920 года Грымзин зар аб аты вал уже 27 0 0 рублей за смену, но после ремонта под­ мёток денег о стало сь только на фунт полубелого хлеба и буты лку ситро, на - Несмотря на все успехи в гром шлен- ности , Россия в 1913 году ост; -алась аг рарной страной, доходы от се >ского хозяйства составляли свыше 55 г зоцен- тов государственного бюджета. А каком полож ении находилось русск с > кре­ стьянство? - Б езу сло вно , ру сское кресть нство было главны м по численности сосло­ вием . По данны м переписи, в тране проживало порядка 170 миллиопов чк-j ловек. К началу XX века кресть лнстда составляло около 80 процентов чз это­ го числа, а городское мещанство - око­ ло 11 процентов. Получается, чт о 9/10 населения страны - представители тру­ дящихся. Столыпинская аграрная реформа осу­ ществила резкий перелом в жизни кре­ стьянства . Как следствие - крестьяне оказались в условиях мощного психо­ ло гическо го давления . Отсюда нега­ тивное отношение к переменам, требо­ вание сохранить традиционные с ормы крестьянского бы та. Разрушен! з кре­ стьянской поземельной общинь ызы- вало резкий протест населения, а сча­ сть е России в 1 909 -1913 годах да и в военное время, были вы сокие у ожаи, за исключением 1911 года. В cpai leHi с предыдущим пятилетием про зво, ство пшеницы вы росло на 37 процен­ тов, ячменя - на 62 процента, o bi а - на 20 процентов , кукурузы - на 4< про­ цента. Россия была главным мировым экспортёром зерновы х: в годы хороше­ го урожая их вы во з составлял 4(' про­ центов мирового экспорта. Естествен­ но, благосостояние крестьян напрямую зависело от количества выращенного зерна. Доходы рабочих и крестьян не­ сопоставимы , у последних они суше' ственно меньше. Тяжёлый физический труд, из орудий земледелия - соха, в лучшем случае плуг, требовавшие чрез­ вы чайны х усилий при незначительном доходе. Один современный историк о т ­ ел ецка ИМНАЗИЯ, ГДЕУЧИЛИСЬ БУНИН И П ри ш в и н ( н ы н е ш к о л а № 1) У ч ен и к и ч ас т н о й г и м н а з и и П а в л о в с к о г о в Е л ь ц е ( н ы н е ш к о л а № 15) мети, что в городах рабочий класс форм ювался из лоды рей , лентяев и ПЬЯН! Это, на мой взгляд, совсем не так, н ельская молодёжь всё же пред- почи'. la городскую жизнь , при отно- ситег юм комфорте и достатке. А про ­ мыт. нный подъём накануне войны вёл к ..сличению спроса на трудовы е ресу( t. I Г о с у д а р с т в о и з е м с т в а п р и л а г а л и к о л о с с а л ь н ы е у с и л и я д л я о б у ч е н и я РЕБЯТИЩЕК. И з РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА В 1 9 1 3 ГОДУ НА НУЖДЫ М и н и с т е р с т в а н а р о д н о г о п р о с в е щ е н и я т р а т и л о с ь , з а м е т и м , 4 , 6 ПРОЦЕНТА ВСЕХ РАСХОДОВ . У СПЕХИ ОЧ ЕВИДНЫ : НАКАНУНЕ ВОЙНЫ ОКОЛО Т Р Ё Х Ч Е Т ВЕ РТ ЕЙ ПРИ ЗЫ ВНИКОВ - ГРАМОТНЫ № 25-26 (251-252), 17 - 23 июня 2013 г. 0 : к ш . ко же сельск ого населения тогда мигрировало в город, пополнив ряды ра­ бочих? - Подсчитать ко ли чество р абочего класса достаточно сложно. Владимир Ленин писал о 100 миллионах пролета­ риата и полупролетариата в России . Если говорить о квалифицированны х фабричных р а б о чи х , о б лада вш и х определённым уровнем культуры про ­ изводства, вы работавш их представле­ ния о значимости своего труда и своей политической роли в общ естве, то по самым оптимистическим подсчётам их было не более 3 ,5 миллиона человек. Да и среди них многи е продолжали поддерживать связи с деревней, иногда содержать там родственников . Тем не f mee рабочий класс всё активнее вы - упа I за свои права. Если в авангарде протестного движения конца X IX века шла студенческая молодёжь, то с нача ­ ла века XX несомненны й приоритет у рабочего класса. Да, рабочие отстаива ­ ли свои э кономические интересы , но всё же рещающее значение имели по ­ литические причины . Один историк верно написал: дело не в том, сколько у человека мяса во щах, а что он при этом думает. А думал русский рабочий о не ­ справедливых отнош ениях, когда на его труде наживаются ф абриканты и заводчики. Очередной подъём р аб очего движ ения произошёл после печально знам ени то ­ го Ленско го р а сстр ела в ап р еле 1912 года рабочих золотопромыш ленны х прииско в , тр еб о ва вш и х улучш ения э кономических и право вы х условий . Рабочих России возмутил сам факт по ­ добного насилия, но ещё сильнее - вы ­ ступление министра вну тренних дел Макарова, заявивш его: «Так было и так будет впредь!». Требования справедли ­ вости в отношении трудящ егося чело ­ века стали звучать всё настойчивее. тических сил, Россия развивается э ко ­ ном ически , поэ тому нуж но дум ать , см о тр еть вперёд, п о сколь ку стр ана остро нуждалась в образованны х граж ­ данах. - Преобразования возмож ны тольк о в просвещённом обществе. А к ак обстояли дела с грамотностью российск ого населе­ ния? - По данным переписи 1897 года, гр а ­ мотными были 21,1 процента жителей Российской империи. В начале века школу посещали только около полови ­ ны детей возраста от 8 до 12 лет. К 1913 году количество грам отны х в стране приблизилось к 3 0 -3 5 -3 8 процентам. В городах число грам отны х - около 50 процентов. Государство и земства при­ лагали колоссальны е усилия для обу ­ чения ребятиш ек. Из расходной части бюджета в 1913 году на нужды Мини ­ стерства народного просвещ ения тр а ­ тилось , заметим, 4 ,6 процента всех рас ­ ходов. Успехи очевидны : накануне вой ­ ны около трёх четвертей призы вников - грамотны . В Думе и Государственном Совете обсуждался вопрос о введении о б я зательно го начально го о бр а зо ва ­ ния, политики, особенно правы е, мно ­ го говорили об отсутствии культуры в народе. Но ведь кр естьяне посы лаю т депутатов в Думу, от их голосов в нема ­ лой степени зависит расстановка поли- - Как овы были политические настроения в обществе? - Русское общ ество в значительной сте ­ пени черпало представления об идеаль ­ ной политической системе из западной литературы - либеральны е силы стре ­ мились подравнять устройство России под западны е стандарты . Перед первой ро ссийской революцией страна бы ла одной из немногих, где сохранялось са ­ модержавие. Решающий успех первой революции заключался в предоставле­ нии населению политических свобод, законодательного народного предста ­ ви тель ства , о граничивавш его вла сть монарха. Если либеральная часть общ е­ ства вдо хно влялась примером зап ад ­ ны х достижений, то народ, русское кре ­ стьянство не представляло Россию без самодержавной власти царя-батюшки. Делегация русской оппозиции в годы революции побы вала во Франции и, общ аясь на вы сш ем государственном ур о вне , проинф ормировала , что мы стремимся к введению всеобщ его изби ­ рательного права. «Как, уже.?», удиви ­ лись французы . Дей стви тельно , для введения всеобщ его избир ательно го права необходим более вы сокий уро ­ вень политической культуры , понима ­ ние тех задач, которы е стоят перед стра ­ ной. Делать такой широкий ш аг было рискованно . По оценкам историков. № 25-26 (251-252), 17 - 23 июня 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz