Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
28 история ► С Ю Ж Е Т Ы В о к зал в Е л ьце . Фотография начала XX века рю, вдруг получится. «Ну, а что вы мне можете спеть.?». Я предложил два ро манса Шуберта, которые любил петь для себя - они очень лиричны. Рубин штейн сам сел за рояль и стал аккомпа нировать. Когда я закончил, он похвалил, но как- то неуверенно; «Хорошо, чувство есть, но по этим вещам трудно определить ваш голос...» Тогда профессор Станис лав Иванович Табель - он был тут же, тоже слушал меня - попросил испол нить что-нибудь из оперных арий...». После пробы Рубинштейн с Табелем недолго посовещ ались и не только предложили молодому елецкому же лезнодорожнику учиться в консервато рии, но ещё и назначили стипендию пятнадцать рублей в месяц, да кроме того сказали, что он ежедневно будет иметь бесплатный обед. Позже этот елецкий железнодорожник стал самым лучщим исполнителем арии Фауста в мире, за что благо дарная публика частенько прибавляла к его фамилии приставочку - «Фауст». Речь идёт о выдающемся те норе, великом вокалисте Иване Васильевиче Ерщове, которого один из современ ников называл даже Ш аля пиным среди теноров. Иван Васильевич Ерщов родился 20 ноября 1867 года на хуторе Малый Не- светай в Области Войска Донского. Его мать была батрачкой у богатого поме щика. «Детство моё было тяжёлым, — вспоминал он. —Я был в семье «лищ- ним ртом». Я собирался стать железно дорожным мащинистом. Уже сдал экза мены на звание помощника мащиниста и неоднократно выезжал на линию , управляя паровозом ...». Свою юность №25-26 (251-252), 17 - 23 июня 2013 г. ► ИМЯ 2 9 «П орт рет И ван а Е рш о ва ». Художник Борис Кустодиев И в а н В а с и л ь е в и ч Е рш о в ро д и л с я 20 н о я б ря 1867 ГОДАНАХУТОРЕ МАЛЫЙ НЕСВЕТАЙ В О бл а с т и В о й с к а Д о н с к о г о . Е г о м а т ь бы л а БАТРАЧКОЙ у БОГАТОГО ПОМЕЩИКА. СВОЮ ю н о с т ь о н ПРОВЁЛ в Е л ь ц е , в к о т о ро м ВПЕРВЫЕ НАЧАЛ ВЫСТУПАТЬ НА ПУБЛИКЕ КАК ПЕВЕЦ, И ЗДЕСЬ У НЕГО РОДИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ОПЕРНЫМ ПЕВЦОМ он провёл в Ельце, в котором впервые начал выступать на публике как певец. Здесь-то и родилось у него желание стать настоящим оперным певцом. По счастью , музыкальный талант и упорство опред елили дальнейщ ую судьбу неизвестного елецкого машини ста. Он стал студентом вокального класса консерватории, которым руко водил Станислав Иванович Табель. Он познакомился со многими знамени тостями. Его учителями, наряду с абе- лем, были Римский-Корсаков и Л 1дов. Большое влияние на него оказал пиа нист с мировым именем - Антон Гри горьевич Рубинштейн. Фортуна i бле стящее окружение позволили Ершову развить свою необычайную сп соб- ность к пению. В 1893 году он бле! тяще закончил консерваторию и, по 7ще- ствовавщей тогда традиции , П' ехал «соверщенствоваться» в Италик Там мощный красивый голос певца пр влёк внимание зарубежных продюс ров. Весной 1895 года Ершов вместе Ша ляпиным дебютировал в Марии! ;ком театре в опере «Фауст», после че о их одновременно и зачислили в штат Довольно быстро Ершов сниска. себе неувядаемую мировую славу. Ег ак тёрский диапазон был необычайн ши рок и разносторонен, особенно любил он вагнеровский репертуар. Надо ска зать, что Ершов как исполнитель вагне ровских партий не имел соперников на мировой оперной сцене. И до 1917 года, и в послереволюцио! ные годы русскому тенору предлагали выгодные контракты за рубежом. Од нако он всю жизнь был верен той сцене, где начинался его творческий путь, - Мариинскому театру. Ершов оставил после себя память и как выдающийся педагог. Он, правда, был несколько оригинален. Например, не выносил, когда его называли профес сором. Объяснял так: «Я лекций не чи таю и экзаменов не принимаю. Мы с вами занимаемся искусством, а оно не терпит казёнщины... не присваивайте, пожалуйста, никаких учёных титу.’.ов!» Советское правительство предост ши ло в его распоряжение бывший CiCo6- няк фрейлины Вырубовой в Царском Селе (ныне город Пушкин). Ерш в ЖЦ всё время тяготился им: «Ну зачеК' мн® эти хоромы.? Никогда придворным не был, не знаю, как там и размещат ся». В конце концов Ершов отдал его под об щежитие для студентов, а сам поселил ся в обыкновенной квартире. Умер Иван Васильевич Ершов 21 ноя бря 1943 года. Здание Елецкого желез нодорожного училища, в котором на чинался взлёт карьеры Фауста с желез ной дороги, и сегодня стоит на своем месте, рядом с железнодорожными пу тями и тихим сквером. • Д е н и с ЛЯПИН, К АНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ДЕК АН ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЕГУ ИМЕНИ И в а н а Б у н и н а Высокая болезнь « 120 БТ НАЗАД В УСМАНИ В СЕ ЬЕ СВЯЩЕННИКА РОДИЛСЯ MAJ ЧИК, КОТОРОГО ЖДАЛА НЕО ЫЧНАЯ, ЯРКАЯ ЖИЗНЬ. Он ( АЛ ТАЛАНТЛИВЫМ ВРАЧОМ, ЗАР НАТЕЛЬНЫМ ЖУРНАЛИСТОМ, ин: РЕСНЫМ ИСТОРИКОМ, до ЭНЦА ДНЕЙ ИЗУЧАВШИМ ПР( ШЛОЕ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ. Д а ж е у е х а в в к о н ц е ТРИДЦАТЫХ г о д о в МИНУВШЕГО ,ЕХА в ДАЛЁКИЙ У з б е к и с т а н , 'ДЕон СТАЛ КАНДИДАТОМ МЕ.ЦИЦИНСКИХ НАУК, ЗА1.ЛУЖЕННЫМ ВРАЧОМ УзССР, Б о ри с П е т р о в и ч К н я ж и н с к и й ПРОДОЛЖАЛ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ, РАБОТАЛ НАД ОЧЕРКАМИ УСМАНСКОГО КРАЯ. Он НЕ ПРЕРЫВАЛ СВЯЗИ СЗЕМЛЯКАМИ, ПЕРЕПИСЫВАЛСЯ СМЕСТНЫМИ ГАЗЕТЧИКАМИ. Что, ВПРОЧЕМ, з а к о н о м е р н о : ВЕДЬ ИМЕННО Княжинский БЫЛ ПЕРВЫМ РЕДАКТОРОМ ПЕРВОЙ УСМАНСКОЙ ГАЗЕТЫ. !1 *^ЕГ0ДНЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ ВОСПОМИНАНИЯ О ВСТРЕЧАХ СБ о р и с о м П е т р о в и ч е м СТАРЕЙШИНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ЦЕХА А л е к с е я Б о р о в и к а О т е ц Б о р и с а К н я ж и н с к о г о - П ёт р Г р и г о р ь е в и ч К н я ж и н с к и й - выл с в я щ е н н и к о м , УЕЗДНЫМ н а б л ю д а т е л ем ц е р к о в н о - п р и х о д с к и х ш к о л , ЗАТЕМ ЗАКОНОУЧИТЕЛЕМ ж е н с к о й г и м н а з и и , ГЛАСНЫМ УЕЗДНОГО ЗЕМСТВА И ГОРОДСКОЙ ДУМЫ. МАМА - ВАРВАРА ФОТИЕВНА НЕСМЕЛОВА - ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ВНУТРЕННЕЙ ч и а о т ы , высок ой д у х о в н о аи и КУЛЬТУРЫ, ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА в с е р е д и н е п я т и д е с я т ы х меня очень заинтересовала с у д ь б а К н я ж и н с к о г о . Люди, знавшие его, расска зывали , что он был бук вально одержим краеведением, страш но переживал из-за распаханных непо нятно чего ради старинных курганах. Он основал Усманский краеведческий музей. Тогда я по этим рассказам подго товил радиоочерк «Хранитель курга нов». Но лично с Борисом Петровичем я ещё не встречался. Задумав сделать о нём материал для об ластной газеты «Ленинское знамя», ре- щился написать ему в Узбекистан. Он ответил , но суховато и коротко, д е скать, не считает, что его краеведческие занятия достойны серьёзного внима ния. А спустя пару лет в усманской рай онке стали появляться очерки по исто рии Усманского края. Они печатались щесть лет и поражали тем, как много знал их автор о нащих местах. Увиделись мы с Борисом Петровичем лищь в 1967 году. Он приехал в родную ему Усмань. В День Победы я заглянул на огонёк к бывщему редактору усман ской газеты Николаю Александровичу Андрееву и застал в его доме Княжин ского. Гость вспомнил о своём письме и, смущенно сняв очки, начал объ яс нять, что и вправду ничего особенного в краеведении не сделал и испытывает неловкость, когда о нём что-либо пи- щут. А ещё он добавил, что краеведение - это болезнь, но ему не хочется от неё лечиться. В то время я сотрудничал с воронеж ским радио и телевидением и попросил Княжинского подготовить несколько очерков об истории Усманской земли для радиоэфира. Он согласился. Из ува жения к ветерану ему начислили повы- щенный гонорар, но он от него отказал ся. К тому моменту Княжинский уже №25-26 (251-252), 17 - 23 июня 2013 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz