Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

28 история ► С Ю Ж Е Т Ы В о к зал в Е л ьце . Фотография начала XX века рю, вдруг получится. «Ну, а что вы мне можете спеть.?». Я предложил два ро ­ манса Шуберта, которые любил петь для себя - они очень лиричны. Рубин ­ штейн сам сел за рояль и стал аккомпа ­ нировать. Когда я закончил, он похвалил, но как- то неуверенно; «Хорошо, чувство есть, но по этим вещам трудно определить ваш голос...» Тогда профессор Станис ­ лав Иванович Табель - он был тут же, тоже слушал меня - попросил испол ­ нить что-нибудь из оперных арий...». После пробы Рубинштейн с Табелем недолго посовещ ались и не только предложили молодому елецкому же ­ лезнодорожнику учиться в консервато ­ рии, но ещё и назначили стипендию пятнадцать рублей в месяц, да кроме того сказали, что он ежедневно будет иметь бесплатный обед. Позже этот елецкий железнодорожник стал самым лучщим исполнителем арии Фауста в мире, за что благо ­ дарная публика частенько прибавляла к его фамилии приставочку - «Фауст». Речь идёт о выдающемся те ­ норе, великом вокалисте Иване Васильевиче Ерщове, которого один из современ ­ ников называл даже Ш аля ­ пиным среди теноров. Иван Васильевич Ерщов родился 20 ноября 1867 года на хуторе Малый Не- светай в Области Войска Донского. Его мать была батрачкой у богатого поме ­ щика. «Детство моё было тяжёлым, — вспоминал он. —Я был в семье «лищ- ним ртом». Я собирался стать железно ­ дорожным мащинистом. Уже сдал экза ­ мены на звание помощника мащиниста и неоднократно выезжал на линию , управляя паровозом ...». Свою юность №25-26 (251-252), 17 - 23 июня 2013 г. ► ИМЯ 2 9 «П орт рет И ван а Е рш о ва ». Художник Борис Кустодиев И в а н В а с и л ь е в и ч Е рш о в ро д и л с я 20 н о я б ря 1867 ГОДАНАХУТОРЕ МАЛЫЙ НЕСВЕТАЙ В О бл а с т и В о й с к а Д о н с к о г о . Е г о м а т ь бы л а БАТРАЧКОЙ у БОГАТОГО ПОМЕЩИКА. СВОЮ ю н о с т ь о н ПРОВЁЛ в Е л ь ц е , в к о т о ро м ВПЕРВЫЕ НАЧАЛ ВЫСТУПАТЬ НА ПУБЛИКЕ КАК ПЕВЕЦ, И ЗДЕСЬ У НЕГО РОДИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ОПЕРНЫМ ПЕВЦОМ он провёл в Ельце, в котором впервые начал выступать на публике как певец. Здесь-то и родилось у него желание стать настоящим оперным певцом. По счастью , музыкальный талант и упорство опред елили дальнейщ ую судьбу неизвестного елецкого машини ­ ста. Он стал студентом вокального класса консерватории, которым руко ­ водил Станислав Иванович Табель. Он познакомился со многими знамени ­ тостями. Его учителями, наряду с абе- лем, были Римский-Корсаков и Л 1дов. Большое влияние на него оказал пиа­ нист с мировым именем - Антон Гри­ горьевич Рубинштейн. Фортуна i бле­ стящее окружение позволили Ершову развить свою необычайную сп соб- ность к пению. В 1893 году он бле! тяще закончил консерваторию и, по 7ще- ствовавщей тогда традиции , П' ехал «соверщенствоваться» в Италик Там мощный красивый голос певца пр влёк внимание зарубежных продюс ров. Весной 1895 года Ершов вместе Ша­ ляпиным дебютировал в Марии! ;ком театре в опере «Фауст», после че о их одновременно и зачислили в штат Довольно быстро Ершов сниска. себе неувядаемую мировую славу. Ег ак­ тёрский диапазон был необычайн ши­ рок и разносторонен, особенно любил он вагнеровский репертуар. Надо ска­ зать, что Ершов как исполнитель вагне­ ровских партий не имел соперников на мировой оперной сцене. И до 1917 года, и в послереволюцио! ные годы русскому тенору предлагали выгодные контракты за рубежом. Од­ нако он всю жизнь был верен той сцене, где начинался его творческий путь, - Мариинскому театру. Ершов оставил после себя память и как выдающийся педагог. Он, правда, был несколько оригинален. Например, не выносил, когда его называли профес­ сором. Объяснял так: «Я лекций не чи­ таю и экзаменов не принимаю. Мы с вами занимаемся искусством, а оно не терпит казёнщины... не присваивайте, пожалуйста, никаких учёных титу.’.ов!» Советское правительство предост ши­ ло в его распоряжение бывший CiCo6- няк фрейлины Вырубовой в Царском Селе (ныне город Пушкин). Ерш в ЖЦ всё время тяготился им: «Ну зачеК' мн® эти хоромы.? Никогда придворным не был, не знаю, как там и размещат ся». В конце концов Ершов отдал его под об­ щежитие для студентов, а сам поселил­ ся в обыкновенной квартире. Умер Иван Васильевич Ершов 21 ноя­ бря 1943 года. Здание Елецкого желез­ нодорожного училища, в котором на­ чинался взлёт карьеры Фауста с желез­ ной дороги, и сегодня стоит на своем месте, рядом с железнодорожными пу­ тями и тихим сквером. • Д е н и с ЛЯПИН, К АНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ДЕК АН ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ЕГУ ИМЕНИ И в а н а Б у н и н а Высокая болезнь « 120 БТ НАЗАД В УСМАНИ В СЕ ЬЕ СВЯЩЕННИКА РОДИЛСЯ MAJ ЧИК, КОТОРОГО ЖДАЛА НЕО ЫЧНАЯ, ЯРКАЯ ЖИЗНЬ. Он ( АЛ ТАЛАНТЛИВЫМ ВРАЧОМ, ЗАР НАТЕЛЬНЫМ ЖУРНАЛИСТОМ, ин: РЕСНЫМ ИСТОРИКОМ, до ЭНЦА ДНЕЙ ИЗУЧАВШИМ ПР( ШЛОЕ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ. Д а ж е у е х а в в к о н ц е ТРИДЦАТЫХ г о д о в МИНУВШЕГО ,ЕХА в ДАЛЁКИЙ У з б е к и с т а н , 'ДЕон СТАЛ КАНДИДАТОМ МЕ.ЦИЦИНСКИХ НАУК, ЗА1.ЛУЖЕННЫМ ВРАЧОМ УзССР, Б о ри с П е т р о в и ч К н я ж и н с к и й ПРОДОЛЖАЛ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ, РАБОТАЛ НАД ОЧЕРКАМИ УСМАНСКОГО КРАЯ. Он НЕ ПРЕРЫВАЛ СВЯЗИ СЗЕМЛЯКАМИ, ПЕРЕПИСЫВАЛСЯ СМЕСТНЫМИ ГАЗЕТЧИКАМИ. Что, ВПРОЧЕМ, з а к о н о м е р н о : ВЕДЬ ИМЕННО Княжинский БЫЛ ПЕРВЫМ РЕДАКТОРОМ ПЕРВОЙ УСМАНСКОЙ ГАЗЕТЫ. !1 *^ЕГ0ДНЯ МЫ ПУБЛИКУЕМ ВОСПОМИНАНИЯ О ВСТРЕЧАХ СБ о р и с о м П е т р о в и ч е м СТАРЕЙШИНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТСКОГО ЦЕХА А л е к с е я Б о р о в и к а О т е ц Б о р и с а К н я ж и н с к о г о - П ёт р Г р и г о р ь е в и ч К н я ж и н с к и й - выл с в я щ е н н и к о м , УЕЗДНЫМ н а б л ю д а т е л ем ц е р к о в н о - п р и х о д с к и х ш к о л , ЗАТЕМ ЗАКОНОУЧИТЕЛЕМ ж е н с к о й г и м н а з и и , ГЛАСНЫМ УЕЗДНОГО ЗЕМСТВА И ГОРОДСКОЙ ДУМЫ. МАМА - ВАРВАРА ФОТИЕВНА НЕСМЕЛОВА - ИЗУМИТЕЛЬНОЙ ВНУТРЕННЕЙ ч и а о т ы , высок ой д у х о в н о аи и КУЛЬТУРЫ, ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА в с е р е д и н е п я т и д е с я т ы х меня очень заинтересовала с у д ь б а К н я ж и н с к о г о . Люди, знавшие его, расска ­ зывали , что он был бук ­ вально одержим краеведением, страш ­ но переживал из-за распаханных непо ­ нятно чего ради старинных курганах. Он основал Усманский краеведческий музей. Тогда я по этим рассказам подго ­ товил радиоочерк «Хранитель курга ­ нов». Но лично с Борисом Петровичем я ещё не встречался. Задумав сделать о нём материал для об ­ ластной газеты «Ленинское знамя», ре- щился написать ему в Узбекистан. Он ответил , но суховато и коротко, д е ­ скать, не считает, что его краеведческие занятия достойны серьёзного внима ­ ния. А спустя пару лет в усманской рай ­ онке стали появляться очерки по исто ­ рии Усманского края. Они печатались щесть лет и поражали тем, как много знал их автор о нащих местах. Увиделись мы с Борисом Петровичем лищь в 1967 году. Он приехал в родную ему Усмань. В День Победы я заглянул на огонёк к бывщему редактору усман ­ ской газеты Николаю Александровичу Андрееву и застал в его доме Княжин ­ ского. Гость вспомнил о своём письме и, смущенно сняв очки, начал объ яс ­ нять, что и вправду ничего особенного в краеведении не сделал и испытывает неловкость, когда о нём что-либо пи- щут. А ещё он добавил, что краеведение - это болезнь, но ему не хочется от неё лечиться. В то время я сотрудничал с воронеж ­ ским радио и телевидением и попросил Княжинского подготовить несколько очерков об истории Усманской земли для радиоэфира. Он согласился. Из ува ­ жения к ветерану ему начислили повы- щенный гонорар, но он от него отказал ­ ся. К тому моменту Княжинский уже №25-26 (251-252), 17 - 23 июня 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz