Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

20 история К 4 0 0 - Л Е Т И Ю Л Е Б Е Д Я Н И суда – струги. К весне 1660 года на этих верфях было построено 500 однодерев- ных стругов. Морские струги, выходившие с рома- новских верфей, были не менее 18 ме- тров в длину, имели железную оковку корпуса, у них был якорь и десятиме- тровая мачта для паруса. В таких стру- гах размещалось по 50 – 70 человек с пушками. Они были сходны с морскими судами донских и запорожский казаков. Руководил строительством стругов на Верхнем Дону московский дворянин И. Романчуков. Весной 1663 года у села Романово было построено 175 новых мореходных су- дов, но использовать их для похода не удалось из-за изменившегося внутрен- него положения и международной об- становки. Мореходные суда (60 морских стругов и 30 чернопроточных стругов) были по- строены на Романовской верфи на Дону в 1673 году. Руководил этим строитель- ством один из лучших мастеров-судо- строителей Я. Л. Полуектов. Свято-Троицкий монастырь Вскоре после получения Лебедянью статуса города в полутора верстах се- вернее города на Яблоновой поляне в Романцевском лесу был основан Свято- Троицкий мужской монастырь. Воз- никновение монастыря окутано много- численными тайнами и легендами. Со- гласно одной из таких легенд датой рождения монастыря называется 1354 год, когда разбойник Тяпка разрешил пленённому им священнику построить на Яблоновой поляне храм во имя про- рока Ильи. Другая легенда утверждает, что в монастыре в начале XVII века от преследований Бориса Годунова скры- вался боярин Фёдор Никитич Романов, отец первого русского царя из рода Ро- мановых Михаила Фёдоровича. В действительности события развива- лись следующим образом. В 1621 году на Яблоновой поляне в Романцевском лесу появился инок Савватий, который с другими монахами начинает пере- устройство существовавшей здесь пу- стыни в монастырь. В 1622 – 1623 годах заканчивается строительство деревян- ного храма во имя Святой Троицы с приделом пророка Ильи. По храму но- вый монастырь стал называться Троиц- ким. В соответствии с существующей в те времена традицией во все новые мо- настыри от имени царя и его семьи жертвовались книги для богослужений, церковная утварь, иконы. Такие дары поступили и в Лебедянский Троицкий мужской монастырь от имени царя Ми- хаила Фёдоровича и его матери иноки- ни Марфы. В 1642 году игумен Манассия начинает строительство каменного Троицкого собора в монастыре. Строительство продолжалось двадцать три года и за- кончилось только в 1665 году. По слу- чаю его окончания в монастырь были присланы от имени царя Алексея Ми- хайловича несколько икон греческого письма. Среди них была и особо чтимая лебедянцами чудотворная икона Пре- святой Троицы в явлении трёх ангелов патриарху Аврааму. Легенды о Лебедянском Свято-Троиц- ком монастыре часто основывались и на том, что он был под особымпокрови- тельством царской семьи и являлся па- триаршим уже в начале 1620-х годов. Сегодня точно известно, что патриар- шим монастырь стал только при патри- архе Иоакиме в 1680 году, о чём найде- ны документы в РГАДА учёным-архи- вистом А. И. Гамаюновым. В «Жало- ванной меновой грамоте» от 1 марта 1680 года говорится о передаче патри- арху Иоакиму, вместо отобранных у него в казну земель в Звенигородском уезде, Свято-Троицкого монастыря с землями. В конце 1698 – начале 1699 года в мона- стыре в монахи был пострижен бывший лебедянский стрелецкий и казачий го- лова Иван Кузьмич Кузьмин по прозви- щу Тяпка. От легендарного Тяпки он от- личался тем, что его жизнь во всём её многообразии можно проследить по документам, которые, правда, не дают ответа на вопрос: почему именно его именем и именно эта часть городской кручи получила название Тяпкиной горы? П. Н. Черменский делает предпо- ложение, что имевший мельницы на Дону и Городянке И. К. Кузьмин благо- устраивает спуск с горы к своим мель- ницам, чтобы удобнее доставлять зерно к мельницам и отвозить муку. Поэтому в памяти поколений лебедянцев она и осталась как Тяпкина гора. Интерес широкой общественности и исследователей всегда будет направлен на первые страницы истории города Лебедяни, а дискуссии и поиски архив- ных документов, связанные со време- нем основания нашего города, будут продолжаться ещё долгое время. К сожалению, возможностей обнару- жить новые важные документы по на- чальной истории города и края остаётся всё меньше. И последней возможно- стью получить новые сведения о про- шлом Лебедяни станет проведение широкомасштабных раскопок в исто- рическом центре города – на Тяпкиной горе. . Юрий ПЕРВИЦКИЙ, фотоматериалы из фондов ЛКМ имени П. Н. Черменского № 25-26 (251-252), 17 – 23 июня 2013 г. Стена Троицкого монастыря. Фото 2012 г. Монастырские ворота. Фото 2012 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz