Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

27 экономика Т Е Х Н О Л О Г И И X X I В Е К А № 23 (249), 10 – 16 июня 2013 г. няла решение: к 2017 году довести долю СЖТ до 10 процентов во всём мире. Заведующий лабораторией ВНИИ нефтепереработки Михаил Ершов счи- тает, что биоэтанол-85 – эффективное автомобильное моторное топливо. Оно позволяет на 20–50 процентов снизить выбросы парниковых газов, повышает мощность двигателя, снижает зависи- мость от нефти, улучшает экономиче- ские показатели, в том числе в сельском хозяйстве. Во ВНИИ НП разработаны стандарты топливных композиций, но необходимы соответствующая инфра- структура и замена некоторых деталей в двигателях. В то же время в Бразилии действуют уже 38 тысячАЗС, где реали- зуется биоэтанол, в США – 2600, в Швеции–1600. Благодаря деятельности таких круп- ных компаний, как «Новозаймс», «Ге- ненкор», «Дюпон», DSM и других, а также отечественных «Сиббиофарм», «Биотехпром», в содружестве с учёны- ми найдены и созданы новые штаммы микроорганизмов, комбинации энзи- мов, чтобы с большей эффективностью использовать биомассу для получения биотоплива и химикатов, удешевить их стоимость. Говорили на форуме и о проблемах ис- пользования зернового сырья, чтобы удовлетворить уже сегодняшние по- требности в биоэтаноле, глюкозно- фруктозных сиропах, модифицирован- ных крахмалах, витаминах, антибиоти- ках и других биохимикатах. Повышение доходности сельского хо- зяйства, снижение стоимости биото- плива за счёт внедрения новейших тех- нологий очень важны для России. Из доклада профессора МГАУ Владимира Водянникова следует, что внутренние цены за 10 лет на природный газ у нас выросли на 511 процентов, на бензин и дизельное топливо – на 276 и 266 про- центов, на мазут – на 447,5 процента, на уголь – на 256 процентов, на электро- энергию – на 331 процент. Энергоём- кость продукции в России почти в 3 раза выше, чем в Германии, а произво- дительность труда ниже в 6 с лишним раз. Если цены на энергоносители бу- дут расти и дальше такими темпами, то переход на более дешёвое топливо ста- нет неизбежным даже по этой причине. Есть перспективы у биодизеля Юрий Шушкевич, руководитель про- екта в сфере биотехнологий холдинга «Базовый элемент», рассказал о пре- имуществах создания биокластера по выращиванию и глубокой переработке сои. По расчётам учёных, к 2020 году потребность в соевом концентрате воз- растёт в 5 раз. При переработке 2,5 миллиона тонн сои можно получить до 500 тысяч тонн биотоплива (биодизель из масла и биоэтанол из мелассы), эк- вивалентного 445 тысячам тоннам светлых нефтепродуктов. Интересно, что при выращивании такого количе- ства сои будет использовано 60 тысяч тонн нефтепродуктов, а при переработ- ке нефти эквивалент энергии составит 275 тысяч тонн. Таким образом, чи- стый энергетический выход энергии по сравнению с получением нефтепродук- тов на НПЗ составит 110 тысяч тонн. Георгий Дмитриев из научно-исследо- вательского физико-химического ин- ститута имени Л. Я. Карпова привёл примеры повышения рентабельности биодизельных заводов за счёт получе- ния чистого глицерина, которого про- изводится до 10 процентов от выхода топлива. Разница в стоимости сырого и дистиллированного глицерина на ми- ровом рынке огромна: от 50 до 1050 долларов за тонну. Он применяется в медицине, парфюмерии, пищевой и лёгкой промышленности, сельском хо- зяйстве и химическомпроизводстве. На одном из крупнейших заводов Герма- нии по производству биодизеля генди- ректор рассказывал нам, что работает без убытков только за счёт получения чистого глицерина. Крупные заводы по производству эпихлоргидрина постро- ены за последние годы в США, Бельгии и Китае. В России производство этого соединения из пропилена было закры- то в 2010 году как нерентабельное, тех- нологически и экологически устарев- шее. При производстве тонны эпихлор- гидрина образовывалось до полутонны органических отходов и до 56 тонн за- грязнённых сточных вод. Производ- ство этого необходимого продукта из глицерина вообще не образует отходов, а объём сточных вод сокращается в 9 раз. УчёныеИнститута катализа Сибир- ского отделения РАН апробировали ге- терогенные и более дешёвые, чем в Ев- ропе, никелевые катализаторы, кото- рые сокращают затраты на переработку сырья при производстве более чистого биодизеля в два раза и дают возмож- ность получать чистый глицерин и «грин-дизель» для боевой техники. Но технология требует более широкой апробации. Растёт спрос на пеллеты По расчётам экспертов, производство всё больше станет базироваться на воз- обновляемых источниках энергии (ВИЭ), прежде всего, на использовании биомассы. Именно Россия может выйти на лидирующуюпозициювмире, распо- лагая 23 процентами лесных запасов. Профессор Санкт-Петербургского уни- верситета растительных полимеров Эдуард Аким рассказал о наибольшей За рубежом на синтетическом топливе, полученном из природного газа (или смесевых топлив), уже летают как военные, так и гражданские самолёты. ВВС США к 2014 году сертифицирует СЖТ для всего парка самолётов, к 2016 году СЖТ будет удовлетворять 50 процентов потребности авиации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz