Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)
Т Е Х Н О Л О Г И И X X I В Е К А экономика 26 № 23 (249), 10 – 16 июня 2013 г. Крупнейшая китайская компания CNPC доведёт мощности по производ- ству двух миллионов тонн биоэтанола из непищевого сырья в провинции Шаньдун. Вместе с американской UOP из группы Honeywell китайцы строят завод по производству 200 тысяч тонн биоэтанола и 100 тысяч тонн биобензи- на, а в провинции Сычуань – предприя- тие по производству биоэтанола и био- дизеля из батата и ятрофы. Итальян- ская ENI занимается производством биотоплива на НПЗ в Сицилии путём газификации биомассы с получением сингаза и производством из него мо- торного топлива с использованием ме- тода Фишера-Тропша. Вместе с бра- зильской компанией Petrobras ита- льянские партнёры реализуют не- сколько проектов по производству биодизеля с суммарными инвестиция- ми почти полмиллиарда долларов. Petrobras собирается экспортировать 3,3 миллиона тонн биоэтанола в 2013 году. Компания планирует вложить почти 3 миллиарда долларов в произ- водство биотоплива, включая инфра- структуру и трубопроводы. Компании Shell и канадская Logen ещё в 2004 году построили пилотный завод по произ- водству этанола из соломы, расширяют своё участие по производству топлива третьего поколения из микроводорос- лей на Гавайях. Вместе с компанией Virent реализуют пилотный проект, при котором сахар преобразуется в биобен- зин. Команда Ferrari Формулы 1 ис- пользовала целый год топливо Shell c биокомпонентами. С компанией Cosan создано СП стоимостью 12 миллиардов долларов по производству биоэтанола из сахарного тростника, в него вошли 23 завода, электростанции и 4470 АЗС. Норвежская компания Statoil продаёт биоэтанол в шести странах Европы под маркой топлива Е-85, а несколько де- сятков АЗС с добавками в пять процен- тов – под брендом Bensin 95. Академик РАСХН Дмитрий Стребков уверен, что «глобальная энергетика бу- дущего мира не может быть основана на термоядерном синтезе, орбиталь- ных солнечных электростанциях и дру- гих источниках, которые нарушают те- пловой баланс системы Земля–Солнце, увеличивают температуру земли и за- грязняют окружающую среду». По его мнению, выход – в увеличении исполь- зования биомассы, топливо из которой уже сейчас заменяет больше миллиар- да тонн нефти. К 2030 году для покрытия потребно- стей в нефти потребуется 4 новых Сау- довских Аравии. Поэтому в поисках выхода из надвигающегося кризиса в ряде стран и предвещают сланцевую революцию, против которой недавно активно выступила Ассоциация пиво- варов Германии, направив письмо с возражениями Ангеле Меркель. Но большинство учёных стоят на позици- ях развития биоэнергетики. Наступает эра биоэтанола Аналитик «Газпромбанка» Дарья Снитко заявила, что за последние 10 лет производство биоэтанола в мире выросло в 10 раз, а биодизеля – в 100 раз. За два года в США построены 22 новых завода. В стране снижены акци- зы на биотопливо, реализуется про- грамма «Чистый воздух для мегаполи- сов». В Бразилии введены налоговые льготы для производителей биотопли- ва, они получают субсидии от государ- ства. Причём, кроме самого дешёвого этанола из сахарного тростника, произ- водится биодизель из сои, пять процен- тов которого законодательно положе- но добавлять в моторное топливо. Кро- ме зерна и растительного масла, для производства биотоплива использует- ся сырьё второго поколения – древеси- на и травы и третьего – водоросли. Валентин Третьяков прогнозирует, что уже в 2050 году могут прекратиться по- ставки нефти в страны ЕС, её вытеснит биосырьё и топливо из него. Уже сейчас бразильский этанол стоит в два раза де- шевле бензина, в США они сравнялись в цене, в Европе биотопливо пока доро- же минерального. Малоуглеродистые энергоносители будут играть всё боль- шую роль в удовлетворении мирового спроса на энергоресурсы. Ведущие нефтяные компании вкладывают 0,5 процента своей выручки в исследова- ния и разработки, 15 процентов этих инвестиций идут в область промыш- ленной биотехнологии и в биотопливо. В России эти отрасли развиваются мед- ленно. Производство альтернативного топлива позволит увеличить ВВП, соз- дать рабочие места в сельских регио- нах, повысить доходы фермеров, кон- тролировать рост цен на бензин и ды- шать более чистым воздухом в городах и в населённых пунктах, расположен- ных вдоль автомобильных дорог. Ведь одна тонна соломы даёт 143 килограм- ма этанола, 353 килограмма твёрдого биотоплива и свыше 400 килограммов патоки для животноводства. Учёные Центрального института авиа- ционного моторостроения и других ин- ститутов, занимающиеся нефтехими- ческим синтезом, уже получили реак- тивное топливо из этанола с помощью синтеза Фишера-Тропша, так называе- мое СЖТ. Об этом сообщил профессор Леонид Яновский. За рубежом на син- тетическом топливе, полученном из природного газа (или смесевых то- плив), уже летают как военные, так и гражданские самолёты. ВВС США к 2014 году сертифицирует СЖТ для все- го парка самолётов, к 2016 году СЖТ будет удовлетворять 50 процентов по- требности авиации. Концерн Airbus к 2020 году 30 процентов авиатоплива заменит СЖТ. Синтетическое топливо из биомассы, как показывает зарубеж- ный опыт, повышает термоокисли- тельную способность, имеет лучшие низкотемпературные свойства, не со- держит ароматических и гетероатом- ных соединений. В результате повыша- ется ресурс двигателей, уменьшается отложение кокса, при низких темпера- турах надёжнее работает топливная си- стема, снижаются дымность выхлопов и выбросы токсичных и парниковых газов. Реактивное топливо, разрабо- танное в России, по расчётам учёных, при использовании средними и тяжё- лыми транспортными самолётами эф- фективнее традиционного авиакероси- на на 10–18 процентов, что является инновационным направлением в раз- витии авиатехники. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) на Генеральной ассамблее при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz