Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2013 г. (г. Липецк)

4 0 культура ► ФЕСТИВАЛЬ к у л ьт ур а Ф ЕСТИВАЛЬ 41 « К у с т а н а й с к и е з о ри » н а ел ец к и х п ро с т о ра х ских зорь» Елена Борская. - Причём не только казахским . Мы и сполн яем т а н ­ цы н ародов мира . У нас ш ирокий д и а ­ п азон : танц уем и русски е , и у к р а и н ­ ские , и уйгурски е , и цы ган ски е , и и н ­ дий ские танцы . Р ебятам интересно всё. - Участие в ф естивале - это больш ой опы т , - п о д т в е рж д а е т сл о в а Е лены В ладим ировны солистка ан сам бля Ак- б о т а Д ук ено ва - « б елы й в е р б лю ж о ­ нок» , так п ереводится её имя. - Для нас ка к п р е п о д а в а т е л е й э то п р е к р а с н а я во зм ож н о ст ь п осм о тр ет ь , как подают н ац ион альны й танец его и стинные н о ­ сители . К прим еру , т о л ь к о у русских м ож н о н а у ч и т ь с я п р а в и л ь н о и с п о л ­ н я т ь русский та н ец , а у у к р аи н ц ев - украин ский . Но мы же оц ениваем вы ­ ступления не только как проф ессио н а ­ лы , но и как зри тели . И здесь нас просто захваты ваю т эм оции - на всё происхо ­ дящ ее н ево зм ожно см о треть б ез комка в горле и слёз рад ости и во стор га . На нас леж и т о гром н ая о тветственность - мы п р е д с т а в л я е м свою куль туру , и до лж ны д ел ать это так , ч т обы п о н р а ­ ви ться лю дям , ч тобы они нас п он я ли , прин яли и полюбили. К азахских ар ти стов зри те л и з а п р и м е ­ тили ещё задолго до концерта - их к о ­ стю м ам и , о со б ен н о ж ен с ки м и , у в е н ­ чан ным и «ёкё» - п ером на щ апочке - восхищ ался , пож алуй , каждый . С т а н ­ цорами н еустанно фо то граф ировали сь , п р о си л и п р им ер и ть гол о вн о й у б ор и расспращ ивали о д еталях одежды . Ещё одним н е о бы ч ны м к о с тю м и р о ­ ванны м гостем ф ес ти ва ля стал сем ей ­ ны й а н с ам б л ь «Ю кумс» и з Л а т в и и . О с о б е н н о с т ь к о л л е к т и в а в т ом , ч то п ары в нём ск лады ваю тся не во врем я рабо ты - сюда приходят и склю чи тель ­ но сем ейным и ду этами . И по у ста но в ­ л ен н ы м п р а в и л ам , в случ ае р а з в о д а об а ар тиста покидаю т «Юкумс». - Так сложилось , что у н ашего руков о ­ ди теля Агриса Вейсманиса идея со зд а ­ ни я коллектива родилась одноврем ен ­ но с ребёнком , - смеются участники ан ­ самбля . - Н аходясь в д екр етном о тпу ­ ске, его жена и коллега И ни та Вейсмане тоже захо тела танц евать и н епременно с мужем . Так мы и по яв ил и сь на свет. Сначала танц евали зн акомы е с детства латыш ские танцы . А потом реш или , что будем д е л а т ь м и н и -сп е к т а к л и , р а з ы ­ гры вать сценки и з ж и зни сельских ч и ­ новников и интеллигенции . Так по яв и ­ ли сь н аш и костю мы , скопиро ван ны е с одежды латыш ских по ч та льонов , у чи ­ телей , маш ини стов , по лиц ей ских к о н ­ ца XIX - н ачала XX веков , когда все мы н аходились под двуглавым орлом . При эт ом каж ды й н а д е в а е т сво й м ундир . П оскольку раньш е чин овникам и были только мужчины , то нашим женщинам п ри ход и тся п од с т р аи в а т ь с я под п а р ­ тн ёров . Если на сцену выходи т «п оли ­ ц ей ский» , то он и в реальной ж и зни по ­ лисмен . А его супруга выступает в пла ­ т ь е ж ены у р яд н и к а , хо тя в ре а ль н о й ж и зни он а к по лиц ии ник ако го о тн о ­ ш ени я не имеет. Н асто яш ий директор ш колы танцует , соо т вет ст вен но , в ко ­ стю м е у ч и т еля , как и его ж ена . И так уже двадц ать лет... «Ю кумс» п р и е х а л к н ам и з город а Алуксне , н екогд а им енова вш ий с я Ма- ри енбургом . И м енно там родилась бу дущ ая им п ератриц а Екатерина Первая супру га П е т р а В ел и ко го . С чи тае тся что при разруш ении крепости Мариен бург россий ский самодержец нашёл зо ­ л о то й зап ас ор д ен а Т ам пл и ер ов и на эти д ен ьги вы строил Санкт-Петербург, По крайн ей мере , та ка я легенд а в Лат ­ вии существует... Алуксне находится на од ин ак о вом рас ст о ян и и в 30 к и л ом е ­ тр о в от наш его П скова и от эстонской гран ицы . Н о если сами уч астники ан ­ сам б ля пр ек р а сн о го в о р я т по -русски , то их д ети в основном общ аю тся только на латыш ском и англий ском я зыках . - Н есм отря ни на что , нам всегда инте ­ ресно с р о сс и я н ам и , - у вер яю т ар ти ­ сты . - Р о сс и я -М ат уш к а , он а всегда с нами рядом . Мы для вас - Запад, вы для нас - Восток. И друг без друга - никуда. Даже наши про грамм ы го в о ря т о том , что мы располож ены на границе , у нас есть ном ера , в ко торы х чувствуется и русское влияни е , и эстонское . Д ля чего наши предки ходили на танцы.? Чтобы им еть во зможность не только п о зн ак о ­ м и ть ся с д евуш к ой , у ви д ет ь её , но и прикосну ться к ней , ч тобы не вслепую по то м б р а т ь в ж ёны . Так общ ал и сь наши деды , такж е д елаем и мы. И хотим под ели т ьс я своей тра д и ци ей с л и п е ц ­ кой публикой . Также на границе двух культур - п ол ь ­ ской и л и т овс кой - живут ж и тели д е ­ ревни Ш иплишки . Наши гости из Вос ­ точ но й П ольш и та к себя и н ар ек ли - «П о граничье» . - Мы поём только те песни , что столе ­ ти ям и и сполн я ли наши односельчане , § 'тв ерж д ает руководитель коллектива зеф М уравски . - При этом н аш а п е ­ сенн ая культура всё -таки тяготеет к л и ­ тов ской трад ици и , по тому ч то п оляки пою т одним голосом , а мы - м но го го ­ лосием . И в н аряд ах чи тается вли яни е этих двух культур. Ю зеф М уравски тридц ать лет н азад з а ­ думался над тем , что нужно сох ран ять песенное наследие своих предков и со з ­ д ал «П о граничье» . В последн ее врем я коллектив обновился , в нём появили сь молодые певцы и и сполни тели . Н аве р ­ ное, именно молодость и пом огала а р ­ ти стам в их три дц а ти ча сов ом путеш е ­ ствии и з своей д еревни в Л ипецк . Что поделаешь - граница! - В Б ол ьш ой России мы вт о ро й раз . Прежде бы ли в П сково-П ечёрском м о ­ н астыре. А сейчас вот п о ­ см о тр ели на Задон ск ую оби т ел ь . Мы уже 20 лет вы би раем с я на ф ес ти в а ­ ли в К а л и н и н г р а д с к ую о б л а ст ь , но т а к д а л ек о , как к вам , ещё не вы езж а ­ ли. П о этому я и н азываю в аш у з ем лю Б о л ьш о й Россией . У нас в Польш е в к аж д о м , п о -в аш ем у , сельском совете , о б ъ е д и ­ н яющ ем н есколько д ер е ­ вень, по н ескольку д ес ят ­ ков ф о л ь к л о р н ы х к о л ­ лек ти во в . Мы стараем ся пом ни ть всё, ч то со ст ав ­ л я е т н аш у и с т о р ию . И н ам о ч е н ь и н т е р е с н а ваш а д е р е в ен с к а я ку л ь ­ тура. Ю зеф М у ра в ск и хо рош о г о в о р и т п о -р у с с к и . Е го у ч и т е л я м и бы ли ст ар оо бря дцы , ко гд а -то ж ивш и е в их местах. Они д аже учили своим п ес ­ н ям о тц а Ю зеф а, ко гд а то т реб ён ком п ас коров . В одной и з соседних д е р е ­ вен ь д аж е есть с т а р о о б р я д ч е с к и й а н ­ самбль «Рябин а» , котором у в прош лом году и сполнилось 25 лет. - П о л и т и к а н и к о гд а не б ы л а м еж д у В ЛАТЫШСКОМ «ЮКУМСЕ» ТАНЦУЮТ ТОЛЬКО СЕМЬЯМИ №20-21 (246-247), 27 мая - 2 июня 2013 г. №20-21 (246-247), 27 мая - 2 июня 2013 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz